Волга (автодорога)

Федеральная автомобильная дорога М-7 «Волга» — автомобильная дорога федерального значения Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань — Уфа (с подъездами к Владимиру, Иванову, Чебоксарам, Ижевску, Перми)

М-7 в сети автодорог России федерального значения
pinterest button

Часть европейского маршрута E 22, часть трассы от Елабуги до Уфы относится к европейскому маршруту E 017. Несмотря на то, что трассы «Иртыш», «Сибирь», «Байкал» и «Амур» формально являются продолжением трассы М-5, основной автодорогой, связывающей европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком, является именно М-7 из-за кратчайшего расстояния между Москвой и восточными регионами.

Общие сведения

Магистраль М-7 начинается на востоке Москвы от места пересечения МКАД и шоссе Энтузиастов (однако отсчёт расстояний ведётся от центра Москвы), далее трасса проходит по территории Московской, Владимирской, Нижегородской областей, Чувашской Республики, Республики Татарстан и Республики Башкортостан. Протяжённость магистрали 1351 километр.

Кроме того, в состав магистрали включены подъездные дороги от Владимира к Иванову, протяжённостью 101 км, подъезды к Чебоксарам (восточный — протяженностью 3 км; западный — протяженностью 11 км), к Ижевску (165 км) и к Перми от Ижевска (294 км), а также Южный обход Владимира (54 км) и построенные участки обхода Нижнего Новгорода (45 км).

Дорога проходит в условиях слабохолмистой местности, на отдельных участках лесисто-болотистой и степной местности. Температурные условия на дороге в основном одинаковые, средняя температура января −10°C, июля +20°C.

Существовал проект продления магистрали от Уфы (Подымаловская развязка) через Жуковскую развязку с магистралью М-5, сёла Жуково, Таптыково, Березовку, Булгаково, посёлок Инзер, Белорецк в Магнитогорск и далее через Карталы до государственной границы с Казахстаном, однако из-за существования ЗАТО Межгорье этот проект не был утверждён. В настоящее время район проектной трассировки в районе Жуковской развязки застроен.

Дорога пересекает крупные реки:

  • Клязьму (с. Пенкино, г. Гороховец);
  • Оку (у Нижнего Новгорода, в районе с. Доскино);
  • Суру (у Ядрина);
  • Волгу (у Казани);
  • Вятку (у Мамадыша);
  • Каму (в Набережных Челнах по плотине Нижнекамской ГЭС)
  • Белую (в Уфе).

Основные пересечения с другими дорогами

ТрассаПересечениеИнформация о трассе
А107Ногинск (развязка)Кольцо, в Софрино, Электросталь, Климовск
А108 северОжерелкиКольцо, в Сергиев Посад, Дмитров
А108 югМалая ДубнаКольцо, в Орехово-Зуево, Ликино-Дулёво, Воскресенск
Подход к ИвановоВладимир (северная объездная дорога)Подход к Иваново, далее на Кострому, Кинешму
Р158Нижний Новгород (южный обход)В Арзамас, Саранск, Пензу, Саратов
Р176ЧебоксарыВ Йошкар-Олу, Киров, Сыктывкар
А151ЦивильскВ Ульяновск, Сызрань
Р241РазвязкаВ Буинск, Ульяновск
Р239Шали, развязкаВ Ульяновск, Самару, М5, Оренбург
E 22 Подход к Ижевску и ПермиЕлабуга (объездная дорога)В Ижевск, Пермь
М5 E 30 AH6 AH7УфаВ Самару, Челябинск

Содержание дороги

Организация содержания и ремонта дороги осуществляется:

  • Волга-1 — ФГУ «Управление автомобильной магистрали Москва — Нижний Новгород Федерального дорожного агентства» (142400, Ногинск, Московская область, Хамовнический пер., д. 2, тел. +7 (49651) 1-71-01)
  • Волга-2 — ФГУ «Управление автомагистрали Нижний Новгород — Уфа» (Чебоксары, ул. Ярославская, д. 32, т. +7 (8352) 62-12-73, ), обслуживает участок до Казани
  • Участок по территории Татарстана — ФГУ «Управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона» (420073, Казань, ул. Шуртыгина, д. 15, тел. +7 (843) 273-52-81)
  • Участок по территории Башкортостана — ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Приуралье» (450097, Уфа, бульвар Хадии Давлетшиной, 34, тел.: +7 (347) 228-12-14)

Маршрут

Москва

  • перекрёстокМКАД;

Московская область

  • Реутов, Балашиха;
  • мост Мост через реку Горенку (на дорожных знаках река ошибочно указана как река Чернавка);
    • достопримечательность Усадьба Горенки;
    • достопримечательность Памятник Ленину. Авторская копия работы скульптора Г. Д. Алексеева «Призывающий вождь». Установлена в 1943 году;
    • мост Мост через реку Пехорку (≈40 м);
    • достопримечательность Усадьба Пехра-Яковлевское;
    • достопримечательность Памятник павшим в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.;
  • мост Мост через реку Купавинку (≈40 м);
  • Старая Купавна;
  • перекрёсток(1,6 км) Монино;
  • достопримечательность Скульптурная композиция «Лоси»;
  • Обухово перекрёсток Монинское шоссе;
  • достопримечательность Памятник БМД-1;
  • Ногинск перекрёстокA107 (Московское малое кольцо) на Электросталь;
  • мост Мост через реку Клязьму (≈95 м);
  • Богослово;
  • мост Мост через реку Шерну (≈70 м);
  • мост Мост через реку Плотню (≈45 м);
  • Большое Буньково;
  • перекрёсток(6 км) Павловский Посад;
  • Кузнецы;
  • перекрёсток(1,8 км) Электрогорск;
  • Ожерелки перекрёстокA108-Север (Московское большое кольцо) на Сергиев Посад;
  • мост Мост через реку Большую Дубну (≈50 м);
  • Малая Дубна перекрёстокA108-Юг на Орехово-Зуево;
    • достопримечательность Памятник БРДМ;
    • мост Мост через реку Малую Дубну (≈55 м);
  • перекрёсток на Усад (Городищи);

Владимирская область

  • мост Мост через реку Киржач;
  • Покров перекрёсток Киржач;
    • мост Мост через реку Шитку (≈45 м);
  • мост Мост через реку Вольгу (≈50 м);
  • перекрёсток на Вольгинский;
  • Новые Омутищи;
  • Новое Аннино;
  • Петушки;
  • мост Мост через реку Большую Липню (≈55 м) в деревне Липна;
  • Пекша;
  • мост Мост через реку Пекшу (≈100 м);
  • Лакинск;
  • Ворша;
  • перекрёстокР75 на Кольчугино;
  • мост Мост через реку Колокшу (≈115 м);
  • перекрёстокЮжная объездная дорога города Владимира;
  • Владимир;
    • перекрёстокPlane icon.svg Аэродром Семязино;
    • перекрёстокОбъездная дорога;
      • перекрёстокР74 на Юрьев-Польский, Переславль-Залесский;
      • мост Мост через реку Рпень (≈60 м);
      • перекрёсток на Суздаль, Иваново;
    • достопримечательность Сунгирь;
  • Боголюбово;
    • достопримечательность Боголюбский монастырь;
  • мост Мост через реку Нерль (≈120 м);
  • Лемешки;
  • Новая Быковка;
  • перекрёсток Камешково;
  • Дворики;
  • перекрёсток(700 м)
  • мост Мост через реку Клязьму (≈360 м);
  • Пенкино;
  • перекрёстокЮжная объездная дорога Владимира;
  • Сенинские Дворики перекрёстокР71 Ковров, Шуя, Вичуга, Кинешма;
  • Павловское;
  • Симонцево;
  • Чудиново;
  • Вязники перекрёстокОбъездная дорога;
  • перекрёстокР76 на Муром;
  • Гороховец;
    • перекрёсток
    • перекрёстокдостопримечательность Сретенский монастырь;
    • достопримечательность Дом судовладельца и заводчика М. И. Шорина;
  • перекрёсток
  • мост Мост через реку Клязьму (≈320 м);

Нижегородская область

  • достопримечательность Памятный знак Пресвятая Богородица;
  • Золино;
  • перекрёсток(4,5 км) Володарск;
  • Пыра;
  • перекрёсток(4,3 км) Дзержинск, Желнино;
  • перекрёстокPlane icon.svg Аэропорт Стригино;
  • перекрёсток на Дзержинск
  • Южный обход Нижнего Новгорода
  • перекрёсток на Дзержинск
  • мост Стригинский мост через реку Оку (950 м);
  • перекрёсток на Богородск, Павлово
  • перекрёстокР158 на Нижний Новгород (налево), Арзамас, Саранск, Пензу, Саратов (направо);
  • перекрёсток на Шелокшу, Дальнее Константиново
  • перекрёсток на Большое Мокрое
  • перекрёсток Кстово (прямо)
  • мост Мост через реку Кудьму (≈85 м);
  • мост Мост через реку Шаву (≈60 м);
  • Запрудное;
  • Работки;
  • мост Мост через реку Алферовку (≈65 м);
  • перекрёстокР162 на Княгинино, Сергач;
  • мост Мост через реку Китмар (≈30 м);
  • Нива;
  • мост Мост через реку Сундовик (≈100 м);
  • Лысково
  • мост Мост через реку Валаву (≈90 м) у дер. Неверово;
  • Львово;
  • мост Мост через реку Гремячку (≈200 м);
  • Воротынец;
  • мост Мост через реку Семьянку (≈70 м) у с. Семьяны;
  • мост Мост через реку Белавку (≈50 м) у с. Белавка;

Чувашская республика

  • мост Мост через реку Суру (≈370 м) и новый мост 575 метров ниже по течению. Сдан в эксплуатацию в 2012 году;
  • Малые Тюмерли;
  • мост Мост через реку Юнгу (≈40 м);
  • перекрёстокР231 на Шумерля, Алатырь;
  • перекрёсток Москакасы на Моргауши, Козьмодемьянск;
  • Калмыково;
  • Калайкасы;
  • Чебоксары-Запад перекрёстокОбъездная дорога;
    • Яуши;
    • перекрёсток на Вурнары;
    • перекрёсток ул. Богдана Хмельницкого, на Чебоксары-Залив, у дер. Большие Карачуры;
    • перекрёсток Вурнарское шоссе, на Чебоксары-Центр, у пос. Новые Лапсары;
    • перекрёсток Канашское шоссе, на Чебоксары-Восток;
  • Кугеси;
  • мост Мост через реку Тожанарку (≈33 м);
  • мост Мост через реку Большой Цивиль (≈110 м);
  • Цивильск перекрёстокА151 на Канаш, Ульяновск, Сызрань;
  • мост Мост через реку Малый Цивиль (≈70 м);
  • перекрёстокР174 на Мариинский Посад;
  • Чиричкасы;
  • Андреево-Базары;
  • мост Мост через реку Средний Аниш (≈265 м);
  • Емёткино;
  • мост Мост через реку Белую Воложку (≈50 м);
  • перекрёсток на Козловку;
  • Тюрлема перекрёсток(21 км) достопримечательность Карстовые озера Собакинские Ямы;

Республика Татарстан

  • перекрёсток на Нижние Вязовые у пос. Большое Ходяшево;
  • Исаково;
  • мост Мост через реку Свиягу (≈390 м);
  • достопримечательность Место отдыха на берегу разлива и устья Свияги и Волги;
  • Гаврилково;
  • мост Мост через реку Сулица (≈72 м);
  • достопримечательность Горнолыжный комплекс «Казань»;
  • перекрёстокР241 на Буинск, Ульяновск;
  • Набережные Моркваши;
  • мост Займищенский мост через реку Волгу (Идель) (≈4,2 км);
  • Казань перекрёстокОбъездная дорога города Казани;
    • посёлок Займище;
    • перекрёсток Залесная улица на Казань-Запад;
    • перекрёсток Песочная улица на Казань-Север;
    • перекрёсток Советская улица на Казань-Север у пос. Щербаково;
    • мост Мост через реку Казанку (≈60 м) достопримечательность Голубые озёра (Татарстан);
    • перекрёсток Улица Мира на Казань-Центр;
    • перекрёстокР242 на Краснокамск, Пермь;
    • перекрёсток Мамадышский тракт на Казань-Восток;
  • Шали;
    • достопримечательностьР239 перемычка длинной 39 км до Сорочьих гор;
  • мост Мост через реку Шумбутку (≈60 м);
  • мост Мост через реку Шумбут (≈77 м);
  • мост Мост через реку Берсут (≈80 м);
  • мост Мост через реку Омарку (≈50 м);
  • мост Мост через реку Кирмянку (≈60 м);
  • перекрёсток на (4 км) Мамадыш;
  • мост Мост через реку Вятку (≈642 м);
  • перекрёстокдостопримечательность Национальный парк «Нижняя Кама»;
  • E 017 Елабуга перекрёстокР320 на Ижевск;
  • мост Мост и дамба через реку Каму (≈2,8 км);
  • Набережные Челны;
  • Кузембетьево;
  • перекрёсток(870 м) Мензелинск;
  • мост Мост и дамба через реку Мензелю (≈1 км);
  • мост Мост через реку Ик (≈220 м);
  • Поисево;
  • мост Мост через реку Базаню (≈50 м) у дер. Качкиново;
  • Старое Байсарово перекрёсток на Актаныш;
  • мост Мост через реку Сюнь (≈180 м);

Республика Башкортостан

  • Исаметово;
  • Старокуктово;
  • Верхнеяркеево;
  • мост Мост через реку Базы (≈65 м);
  • Ишкарово;
  • Лаяшты;
  • Асяново;
  • мост Мост через реку Куваш (≈80 м);
  • мост Мост через реку Сарыш у с. Чирша-Тартыш (≈100 м);
  • мост Мост через реку Чермасан (≈100 м);
  • мост Мост через реку Олдоуш (≈30 м);
  • перекрёсток Кушнаренково
  • перекрёсток Кушнаренково, Чекмагуш
  • перекрёсток Кушнаренково, Чишмы
  • перекрёсток Кушнаренково
  • Реконструированный обход села Шарипово;
  • Волково;
  • перекрёсток На Уфимский обход Р240 (26 км) до E 30М5;
  • Подымалово;
  • Вавилово;
  • Уфа;
    • мост Мост через реку Белую (Агидель) в Уфе (≈840 м);

Московская область

В Московской и частью Владимирской областях маршрут проходит по равнинным участкам болот Мещёрской низменности. Изменённые, в результате строительства, водотоки и высокая влажность отрицательно влияют на состояние полотна дороги. В пределах области дорога достаточно прямая в плане, кроме 52 км (под путепроводом А-107), и не имеет крутых продольных уклонов, кроме незначительных в долинах речек и на путепроводах.

Дорога изобилует населёнными пунктами и светофорами.

В Московской области на всём протяжении дорога имеет не менее четырёх полос (от МКАД до микрорайона ЦОВБ — восемь, далее до конца Балашихи (микрорайон ВНИИПО) — шесть), шириной не менее 3,5 м каждая. На всём участке дорога имеет улучшенное асфальтобетонное покрытие. На многих скоростных и опасных участках дорога оснащена осевым ограждением. В 2005—2007 проведены капитальные работы по большинству мостов и путепроводов. В 2006—2008 годах проведено строительство развязки на 52 км дороги. В мае — июне 2008 проведён ремонт покрытия участка 68 — 79 км, в июне-августе участка 37 — 39 км, в сентябре-октябре ремонт моста на 86 км. В 2009 году проведён ремонт покрытия и установка осевого ограждения на участке 33 — 37 км, в конце года на опасных участках (34 км от Москвы и 67 км к Москве) установлены камеры фиксации нарушений. В 2010 году установлены осевые ограждения на участках 39-52 км и 54-70 км, и очередной камерный стенд на 66 км от Москвы. В 2009—2011 построена развязка на 54 км дороги. В 2011 г. заменено покрытие на 63-67 км. В 2012 г. улучшено освещение, установлены светофоры с отсчётом времени. В 2013 г. реконструирован путепровод на 52 км, построен надземный пешеходный переход на 31 км. В 2012—2014 гг. построена развязка с А-108 МБК на 84 км.

Достопримечательности

  • Усадьба князей Голициных — Пехра-Яковлевское в Балашихе.
  • Дом Сергея Федоровича Панкратова в д. Кузнецы («Дом с помидорами») — уникальное проявление личного творчества. (фотография).
  • Успенский Храм в селе Богослово на 64-м километре дороги.

Экстренные службы

Правопорядок и безопасность движения в пределах Московской области обеспечивает 5-й спецбатальон ДПС 2-го спецполка ДПС, (Ногинский район, п. Большое Буньково, 65-й км автодороги Москва — Уфа):

  • Дежурная часть: +7 (495) 521-18-29, 529-36-95; +7 (496) 514-70-53
  • Посты: спецпост 20-й км. +7 (495) 524-33-40; спецпост 51 км +7 (496) 511-28-42; пост ДПС 89 км +7 (496) 416-34-91

Информация о трассе

Ограничения (Московская область)
Zeichen 263 - Verbot für Fahrzeuge über angegebene tatsächliche Achslast, StVO 1992.svg

Грузоподъёмность

Дорога рассчитана на пропуск транспорта с нагрузкой до 10 тонн на одну ось, 8 тонн на одну ось для двухосных и 7 тонн для трёхосных тележек.
Zeichen 265.svg

Высота

Ограничение высоты до 4,1 метра под путепроводом А-107 ММК на 52 км. При движении от Москвы путепровод можно обойти съехав на кольцо и развернувшись.
Опасные места и места требующие повышенного внимания (Московская область)
Zeichen 131.svg

Светофоры

12,20 км; 18,70 км; 20,70 км; 21,20 км; 21,85 км; 22,50 км; 23,40 км; 23,60 км; 25,50 км; 26,60 км; 27,75 км; 28,95 км; 35,70 км; 39,05 км; 42,20 км; 43,30 км; 46,60 км; 49,90 км; 58,20 км; 62,80 км; 64,40 км; 66,40 км; 68,40 км; 76,00 км; 87,90 км.
Zeichen 101 - Gefahrstelle, StVO 1970.svg

Опасные участки

  • Наезды на пешеходов 20-26, 37, 43, 51 и 65-67 км.
  • Дистанция 71-82 км (превышение допустимых скоростей)
  • 89-98 км (превышение скорости)
  • 94 км (плохооборудованное примыкание боковой дороги)
Zeichen 112 – Unebene Fahrbahn, StVO 1970.svg

Плохая дорога

  • 76 км (путепровод)

Отмечается значительная колейность:

  • 67-69 км (от Москвы)
Baustelle.svg

Дорожные работы

 
Zeichen 124.svg

Заторы

  • 19-24 км в Москву (утром в будние, дачные воскресенья вечер) из Москвы (середина — конец рабочего дня, дачные пятницы вечер)
  • 62-65 км из Москвы (дачные пятницы вечер, субботнее утро)
Сервисные зоны (Московская область)
Zeichen 358 - Erste Hilfe, StVO 1992.svg

Пункты мед. помощи

  • 21 км; 23 км; 37 км; 43 км; 75 км и 88 км
Zeichen 361-50 - Tankstelle, StVO 1992.svg

Заправочные станции

  • К Москве, км: 82; 80; 68; 65,5; 55; 52; 49,5; 42; 34,2; 30,2; 19; 17
  • От Москвы, км: 16; 18; 22,1; 30; 33; 36; 44,2; 49,5; 52; 53,6; 58; 69; 75; 81
  • АГЗС: 83 км; 52 км; 17 км (к Москве); 52 км; 56 км (от Москвы)
  • АГНКС: 51 км
Zeichen 359.svg

СТО

  • 27 км; 51 км
Zeichen 376.svg

Кафе

  • К Москве, км: 86; 83; 82; 68; 67; 65; 53; 43; 30; 18
  • От Москвы, км: 18; 22; 23,5; 25; 43; 44,5; 60; 65; 68; 69; 76; 82; 86
Zeichen 375.svg

Мотели

 

Владимирская область

Дорога во Владимирской области отличается от Московской более пересечённым рельефом (до Владимира Московской возвышенности, после — Окско-Цнинского вала) и соответственно имеет бо́льшие продольные уклоны и перегибы, усложняющие движение.

Участок от границы Владимирской области (94 км) до Владимира (170 км) представляет собой участок с четырёхполосным движением. На этом отрезке разделительное ограждение по оси дороги встречается периодически. Интенсивность движения около 40 тысяч автомобилей в сутки. Из-за высокой загрузки и недостаточного обустройства дороги (дополнительных полос перед съездами и т. п.) движение по ней напряжённое и местами очень опасное, особенно в неблагоприятных погодных условиях.

Южный обход города Владимира (протяжённостью 54 км), функционально входящий в состав дороги М-7 «Волга», на начальном участке с 0 по 15 км представляет собой дорогу с двухполосным движением. На участке с 16 по 54 км четыре полосы движения с разделительной полосой. На объезде все пересечения только в разных уровнях. На Нижний Новгород можно проехать как по открытому в 2001 году Южному обходу Владимира, так и по старому участку трассы, которая проходит непосредственно по Владимиру с северной стороны. Протяжённость его на 2 км меньше Южного обхода, но имеет около 15 светофоров с пробками в часы пик и двухполосное движение с 193 по 222 км.

Трасса М7 «Волга» имеет ответвление от города Владимира до Иваново (через Суздаль).

Дальнейший путь по Владимирской области пролегает по удовлетворительному полотну четырёхполосной дороги, как правило, с разделительным ограждением, за исключением населённых пунктов.

Основные посты ДПС: развязка северного объезда Владимира и Южного обхода у деревни Пенкино, деревня Пестово (мобильный радар/камера спрятан, как правило, за 8-м столбом освещения по направлению из Москвы в Нижний Новгород); в Вязниковском районе (~ 285-й км) замаскированная тренога перед путепроводом через железную дорогу в районе деревни Коурково, экипаж встречает после путепровода. Иногда меняется направление контроля — то с Московской, то с Нижегородской стороны. В деревне Симонцево (~ 276-й км) дежурят с радаром в разрыве разделительной напротив кафе в центре деревни, «стреляют» в обе стороны.

Нижегородская область

Участок магистрали по Нижегородской области имеет по большей части хорошее состояние дороги. Ширина полотна от двух до четырёх полос (на новой объездной). Протяжённость участка составляет около 250 км.

Южный обход Нижнего Новгорода

Объездная дорога представляет собой участок дороги, отвечающий всем требованиям безопасности и качества. По уровню исполнения это автомагистраль с разделительным газоном и металлическими отбойниками по краям с высотой насыпи от 12 до 22 м. Она не достроена и обрывается в районе посёлка Шелокша. Автодорога переходит в региональную автодорогу Кстово — Дальнее Константиново и выводит на объездную города Кстово, которая, в свою очередь, выводит транспортный поток на основную трассу.

Строительство Южного обхода ведётся с 1984 года. Первая очередь длиной 16 км связала М-7 с Р125. Её строительство велось с 1984 по 1993 год и включало мостовой переход через Оку. Вторая очередь от Р125 до Р158 длиной 14,5 км была построена за 2,5 года, её открытие состоялось в октябре 2008 года. Строительство третьей и четвёртой было приостановлено из-за недостатка финансирования, обусловленного экономическим кризисом.

14 сентября 2016 года открыта для движения третья очередь обхода Нижнего Новгорода. Таким образом транспортные транзитные потоки федеральной трассы М7 уже не проходят через город.

.

IV очередь Южного обхода станет самым протяженным и затратным участком, его длина составляет почти 40 км. Строительство данного участка позволит обеспечить полноценный обход городов Нижнего Новгорода и Кстова с выходом на трассу М-7 «Волга» на участке Нижний Новгород — Казань в районе примыкания автодороги Работки — Порецкое. Финансирование данного этапа будет организовано полностью за счет средств федерального бюджета.

Строительство Южного обхода планируют закончить к Чемпионату мира по футболу 2018 года.

Участок Нижний Новгород — граница с Чувашией

После Нижнего Новгорода трассу продолжает Казанское шоссе и выходит на Приволжскую возвышенность. Заметно меняется рельеф — появляется множество крутых спусков и подъёмов. Участок отличается высокой степенью аварийности, так как дорога двухполосная и без разделительной полосы. Качество покрытия среднее, по состоянию на июнь 2011 года кое-где ведётся ремонт полотна. Основные населённые пункты на данном участке: города Кстово и Лысково, посёлок городского типа Воротынец.

Чувашская республика

Протяжённость трассы, именуемой Горьковское шоссе, на территории Чувашской Республики составляет около 160—170 км. Дорога проходит через такие географические объекты как (с запада на восток): река Сура, пересечение Р-231, пересечение с трассой Р-173, город Чебоксары (столица Чувашской Республики), посёлок Кугеси, город Цивильск, пересечение с трассой А-151, город Козловка. Дорожное покрытие на некоторых участках магистрали оставляет желать лучшего из-за преимущественно холмисто-овражного рельефа Чувашии. Одно из самых проблемных мест по состоянию на конец августа 2010 года около 20-25 км после моста через Суру, где наблюдалась сильная колейность. В 2013 году построен новый мост через Суру и ведутся работы на участках подъезда к мосту. При подъезде к Чебоксарам автодорога проходит южнее города. На многих крупных перекрёстках объездной дороги налажено светофорное регулирование, которое функционирует, в основном, только в дневное время.

После Чебоксар до границы с Татарстаном автодорога преимущественно двухполосная, периодически чередующаяся трёхполосными участками со средней полосой, предназначенной для обгона.

Переход через Волгу

До строительства автодорожного моста на М-7 через Волгу трасса после чувашской Тюрлемы проходила в Татарстане, снова возвращаясь в Чувашию на участке около 9 км, на паромную переправу в посёлке Нижние Вязовые к городу Зеленодольск. Ходили два парома, способные перевозить грузовые автомобили (т. н. «фуры»).

Введенный в эксплуатацию в 1990 году мост у деревни Набережные Моркваши и посёлка Займище близ Казани изменил трассу М-7, в Татарстане был сооружён новый участок, проходящий через живописное место на также новом мостовом пересечении с рекой Свиягой у населённого пункта Исаково Зеленодольского района Татарстана. Далее в Верхнеуслонском районе после поворота с Ульяновска (Р241) начинается 4-х полосная дорога.

Паромная переправа у Нижних Вязовых продолжает работать с одним паромом для легковых, грузовых автомобилей и пешеходов. Зимой там организовывается ледовая переправа для легковых автомобилей.

Некоторое время на некоторых картах (в том числе электронных), трасса М-7 в районе Тюрлемы указана двумя дорогами: старая через паром в Зеленодольск, и новая на мост через Волгу.

Республика Татарстан

После моста через Волгу трасса огибает Казань по Казанской объездной дороге, на которой пересекает реку Казанку.

Далее дорога проходит по Пестречинскому району. Здесь осуществлены работы по продлению объездной дороги до Р-239 в виде полноценной четырёхполосной магистрали. Далее М-7, в формате дороги 2×2, идёт до посёлка Шали. Здесь построена 2-х уровневая развязка, от которой также есть выход на трассу Р-239. После развязки идет двухполосная дорога. Четырёхполосная дорога вновь начинается на 900-м км при въезде в Рыбно-Слободский район. После Пестречинского района трасса идёт по Рыбнослободскому и Мамадышскому районам. За 20-30 км до съезда на Мамадыш, который М-7 минует южнее, расположена большая стоянка с рыбным рынком (дорога двухполосная). После моста через реку Кирмянку трасса вновь становится четырёхполосной, проходит по новому мосту через Вятку и следует по Елабужскому району. Объездная трасса Елабуги также четырёхполосная. Через 3 км после объездной находится соединение с ответвлением на Ижевск.

Далее дорога на значительном протяжении проходит через Набережные Челны. Контролируемый постом ДПС въезд расположен на плотине Нижнекамской ГЭС. На Орловском кольце в Набережных Челнах трасса уходит направо. Четырёхполоска заканчивается на повороте на выезд из города и идёт по Тукаевскому, а затем Мензелинскому районам. Минуя Мензелинск южнее, трасса идёт направо по мосту через реку Мензелю. Через 30 км на трассе есть пост ДПС, двухполосная М-7 идёт ещё 30 км по Актанышскому району до границы с Башкортостаном.

Осуществляются работы по переводу участка трассы М-7 Казань — Набережные Челны (Мамадышского тракта) в категорию 1-Б, то есть производится расширение всех 2-х полосных участков до 4-х полос с обустройством разделительных полос и отбойников.

5 сентября 2013 года в строй была введена II очередь реконструкции моста через Вятку около Мамадыша. Теперь общее количество полос на двух параллельных мостах составляет 4 (по две в каждом направлении).

В августе 2014 г. введён участок с 978 по 1011 км (Мамадыш — Елабуга) в четырёхполосном варианте. Теперь участок с 970 по 1061 км является полностью четырёхполосным.

Число полос движения в Республике Татарстан на конец 2016 г.

735 — 771 км. — 2 полосы (2-я полоса на подъем на Уфу у с. Савино)

771 — 856 км. — 4 полосы. в том числе участок Казанской объездной автодороги (786 — 829 км.)

856 — 901 км. — 2 полосы, реконструкция

901 — 941 км. — 4 полосы

941 — 957 км. — 2 полосы, реконструкция

957 — 1061 км. — 4 полосы. 1040—1061 км. — Набережные Челны

1061 — 1169 км. — 2 полосы (2-я полоса на подъём на Уфу у с. Чишмабаш)

Республика Башкортостан

Трасса проходит по холмистой местности. Вдоль трассы расположены населённые пункты Верхнеяркеево, Дюртюли (в стороне от трассы). В настоящее время дорога не проходит через деревни Суккулово (1235), Юкаликулево (1239), Москово (1252), Кушнаренково. (1280) Шарипово (1300).

По большей части представляет собой двухполосную дорогу. На участке Кушнаренково — Уфа в ноябре 2016 года завершены работы по реконструкции дороги: к 20-километровому объезду деревни Шарипово добавился 20-километровый объездной участок в районе села Кушнаренково (1270—1290 км). В июне 2013 года начались работы по расширению дороги от границы Кушнаренковского района до западного обхода Уфы (1310—1321 км).

Трасса заканчивается въездом в микрорайон Затон города Уфы, который до 2011 года вытягивался на несколько километров вдоль продолжения трассы. Первая очередь объездной дороги вокруг этого района была открыта в 2011 году, которая является продолжением магистрали и заканчивается перед Затонским мостом. Вторую очередь открыли 2 ноября 2014 года. 7 октября 2016 года был введен в эксплуатацию второй затонский мост. Таким образом, по старому мосту организован выезд из города, а по новому организован въезд в город. Большая часть транзитного транспорта уходит перед Уфой на развязку около села Подымалово и далее через западный обход города Уфы на магистраль М-5. В 1990-х годах предполагалось продление Уфимской объездной автодороги через сёла Жуково, Таптыково и Березовка до села Булгаково для транзита автотранспорта в сторону Магнитогорска и Оренбурга без заезда на трассу Уфа — аэропорт.

Число полос движения в Республике Башкортостан на конец 2016 года

1169—1270 км — две полосы (вторая полоса на подъём на Москву у села Чирша-Тартыш)

1270—1310 км — четыре полосы (обходы Кушнаренково и Шарипово)

1310—1321 км — две полосы, реконструкция

1321—1331 км — две полосы.

Полезная информация

Федера́льная автомоби́льная доро́га М-7 «Во́лга»