Богородице-Рождественский монастырь (Суздаль)

Богородице-Рождественский монастырь — главный монастырь Владимиро-Суздальской епархии

Богородице-Рождественский монастырь
pinterest button

В 1191 г. великий князь Всеволод Юрьевич, избрав во Владимире (в среднем городе-кремле) место к восточной стороне, в осыпи около Ивановских ворот, положил начало мужскому монастырю. В летописи обозначено время основания под летом 6699 (1191):

При закладке церкви присутствовал сам великий князь и весь его двор. В то же время в монастыре установлено общежительство и на содержание пожалованы от великого князя многие села и угодья. Руководство Рождественским монастырем осуществляли игумены (до 1230 г.) при том, что игумены Симон и Митрофан, один после другого, были во Владимире епископами. С 1230 г. монастырём стали управлять архимандриты. Рождественская обитель стала называться великою архимандриею и до времен царя Иоанна Васильевича значилась первой в числе русских монастырей. С половины XIII до начала XIV в. всероссийские митрополиты, перенесши первосвятительскую кафедру из Киева во Владимир, имели пребывание в Рождественском монастыре, который считался их кафедральным.

Монастырь в XIII в.

23 ноября 1263 г. в церкви Рождественского монастыря был погребен великий князь Александр Ярославич Невский, скончавшийся 14 ноября в Городце, на обратном пути из Орды. Когда великокняжеский престол был перенесен из Владимира в Москву, то великие князья, из уважения к предку своему князю Александру Невскому, делали значительные вклады в Рождественский монастырь. Так Иоанн Данилович Калита в 1328 г. в духовном завещании писал:

В 1214 г. Юрий Всеволодович избрал Рождественского игумена Симона во епископа в Суздаль. 14 марта 1227 г. на место Симона, по избранию того же князя игумен Митрофан посвящен в Суздальского епископа митрополитом Кириллом, бывшим тогда во Владимире. В 1230 г., по избранию племянников Юрия Всеволодовича Рождественский первый архимандрит Кирилл посвящен во епископа Ростовского. В 1237 г., при нашествии Батыя на Владимир, настоятель монастыря архимандрит Пахомий был убит татарами, а с ним и вся братия монастыря были побиты, а сам монастырь разграблен и опустошен. В 1388 г. Рождественский архимандрит Павел посвящен митрополитом Пименом во епископа Коломенского на место епископа Герасима.

Монастырь в XVI в.

В 1517 г. по соборному избранию и соизволению великого князя архимандрит Геннадий поставлен во епископа Суздальского. В 1566 г. архимандрит Иоаким участвовал на соборе в Москве и был порукою по князе Михаиле Ивановиче Воротынском, а также был на соборе 1580 г., о неотнятии у монастырей вотчин и неприкупании новых с крестьянами. В 1584 г. архимандрит Герман был на соборе об оставлении вотчин при монастырях. В 1598 г. архимандрит Варлаам находился в Москве на соборе и подписал грамоту об избрании на царство Бориса Феодоровича Годунова.

Монастырь в XVII в.

В 1613 г. архимандрит Исайя находился при избрании на царство Михаила Федоровича и подписался под избирательной грамотою первый после епископов. Он же 22 июня 1619 г. был при поставлении на патриарший престол Филарета Никитича митрополита Ростовского. 28 сентября 1645 г. архимандрит Иона был при венчании на царство Алексея Михайловича. В 1667 г. ехавшие в Москву на собор греческие патриархи — Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский, в бытность свою во Владимире и уважив его древность и знаменитость, по прибытии в Москву, с соизволения царя Алексея Михайловича и по совету патриарха Иоасафа, пожаловали архимандриту Рождественского монастыря Филарету право носить на мантии скрижали и употреблять в служении посох архиерейский, на что дали и грамоту; с этого времени архимандрит Филарет стал называться преподобнейшим. В этом же году Филарет был на Московском соборе об исправлении книжном и о разных обрядах церковных и он же 30 ноября этого года получил повеление вручить грамоту патриарху Никону о прибытии из Воскресенского монастыря в Москву, а 1 декабря находился при низложении Никона в числе соборян. В 1672 г. архимандрит Викентий исправил житие св. Александра Невского, составленное по повелению царя и великого князя Иоанна Васильевича иеромонахом Михаилом.

Монастырь в XVIII в.

14 июля 1723 г. архимандрит Сергий получил Высочайший указ императора Петра I о перенесении в С. -Петербург мощей св. князя Александра Невского, находившихся с 1381 г. открыто, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Последние архимандриты Рождественского монастыря Павел и Платон Петрункевич были членами святейшего синода. Еще в 1561 г., по воле царя Иоанна Васильевича и по грамоте всероссийского митрополита Макария, дано было первенство Троицко-Cepгиеву монастырю и Владимирско-Рождественский был поставлен вторым, а по устроении Александро-Невского монастыря с 1720 г. поведено считать его третьим, но монастырь этот по древности своей и преимуществам, какие отдавались его настоятелям, всегда был в непосредственном ведении всероссийских митрополитов, потом патриархов и наконец в зависимости от святейшего синода в числе ставропигиальных. В начале XVIII в., как видно из переписных книг города Владимира, составленных в 1715 г. Ландратом князем Артемием Ухтомским, в Рождественском монастыре было 64 человека монашествующих, в том числе два архимандрита, шесть иеромонахов и пять иеродиаконов. Из сохранившейся переписной книги того же времени, по переписи обер-инспектора Семена Никифоровича Коровина, оберкоменданта Андрея Федоровича Боркова и коменданта Андрея Михайловича Вешнякова «Володимерскаго посаду посадским и ямским и всякого чину градским жителям» видно, что Рождественского монастыря служек было 96 дворов на монастырской земле в слободке Макаровке подле посаду, бобылей 13 дворов и 5 дворов служек приписного к Рождественскому монастырю Спасского Златовратского монастыря. 16 июля 1744 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны было решено учредить из синодальной области Владимирскую епархию и обратить ставропигиальный Рождественский монастырь в архиерейский дом, для назначенного тогда вновь епископа Платона во Владимир, так как до сего времени архиереи имели своею резиденциею городе Суздале. До учреждения в 1764 г. штатов, монастырь имел 7899 душ крестьян и самый архиерейский дом содержался его доходами. В 1789 г., по соединении Владимирской епархии с Суздальской, епископ Виктор переехал на пребывание в Суздаль, а Владимирский архиерейский дом поступил в гражданское ведомство и в нем разместился генерал-губернатор Заборовский. В 1797 г. епископ Виктор, донося святейшему синоду, что Владимирский архиерейский дом, за выбытием из него генерал-губернатора, остается праздным, представлял свое мнение о переводе сюда второклассного Царе-Константинова монастыря, — но в 1798 году, пред путешествием императора Павла I в Казань, из святейшего синода последовал указ о пребывании преосвященному по-прежнему во Владимире, и епископ Виктор переехал из Суздаля, заняв во Владимире Рождественский монастырь. С этого времени Владимирские архиереи имеют постоянное пребывание монастыре. 24 августа 1858 г. Император Александр Николаевич осматривал в монастыре древнюю церковь Рождества Пресвятой Богородицы и распорядился провести её реставрацию.

Возрождение монастыря

В 1991 г. в период празднования 800-летия основания обители, положено начало её возрождению. Заново построен монастырский собор, разрушенный в годы советской власти.

Полезная информация

Богородице-Рождественский монастырь

Стоимость посещения

бесплатно

Адрес и контакты

г. Владимир, ул. Большая Московская,68.

☎ (4922) 32-67-10, (4922) 42-12-06
mail@брм33.рф
www.brm33.ru