Авраамиев монастырь

Богоявленский Авраамиев монастырь — древнейший по времени основания монастырь в Ростове Великом.

Монастырь со стороны озера Неро
pinterest button

История

Рассказ об основании Богоявленского Авраамиева  монастыря находится в Житии прп. Авраамия Ростовского. Согласно нему, на месте обители стоял каменный идол Велеса, которому поклонялись жители этих мест. Он был разрушен благодаря чудотворному жезлу ап. Иоанна Богослова, с которым отшельник Авраамий сокрушил идола.

На месте поверженной языческой святыни отшельник построил храм и основал монастырь. Согласно житию чудотворный жезл хранился здесь до того как перед походом на Казань царь Иоанн Грозный взял его отсюда. После в 1553—55 гг. царь построил в монастыре собор во имя Богоявления Господня — один из наиболее ранних памятников обетного строительства, а также один из первых многопрестольных храмов средины XVI в.

В середине XVII в. при архимандрите Ионе Сысоевиче была возведена кирпичная Введенская 1650 г. и еще позже до 1684 года, но на средства бояр Мещериновых  надвратная Никольская церковь.

В 1915 г. обитель стала женской, в неё из-за войны были эвакуированы Евфросиниев полоцкий женский монастырь, Витебское епархиальное училище; насельники же переселились в ростовский Спасо-Яковлевский монастырь.

В 1923 г. в монастыре верующие окрестных слобод организовали религиозную общину, первым настоятелем которой стал архимандрит Неофит (Коробов). 3 марта 1926 г.  здания монастыря были официально переданы Ростовскому музею древностей, однако община продолжала существовать до 16 июля 1929 г., когда постановлением Президиума ВЦИК она была ликвидирована. После её закрытия духовенство,  перешло служить в городской Успенский собор.

В настоящее время Богоявленский Авраамиев монастырь возрождается как женская обитель. Действующей является церковь свт. Николая и в ней почивают мощи преподобного Авраамия Ростовского.

Архитектура

Богоявленский собор с тремя приделами — ап. Иоанна Богослова, св. Иоанна Предтечи и прп. Авраамия, — был построен в честь покорения Казани по указу царя Иоанна Грозного в 1553—1555 гг. на средства казны. В основе его композиции лежит четырёхстолпный пятиглавый храм, стоящий на подклете в окружении приделов, притворов с запада и галереи с юга. Придел ап. Иоанна Богослова в XIX в. где раньше располагались башенные часы, был надстроен колокольней. Придел прп. Авраамия Ростовского — шатровый, покрыт поливной черепицей. В нём почивали мощи основателя монастыря.

Введенская трапезная церковь была построена в 1650 г. во времена настоятельства Ионы Сысоевича ( в будущем — ростовского митрополита) южнее Богоявленского собора. Это первое каменное сооружение в Ростове, построенное после Смутного времени. В нач. XIX в. Введенская церковь была перестроена в классическом стиле архитектором П.Я. Паньковым.

В XVII в. территория  монастыря была обнесена деревянной оградой, каменными были лишь его западные, Святые ворота с надвратной Никольской церковью и двумя фланкирующими башнями. В 1812 году к башне с левой стороны был пристроен братский корпус, а в XIX в. под прямым углом к нему — настоятельский корпус и братская кухня. В это же время перед Святыми воротами был выстроен портик, над самой Никольской церковью надстроена колокольня, башни надложены.

Видео: Богоявленский Авраамиев монастырь (9'58")

Сохранившиеся здания

Богоявленский собор (1553—1555) Введенская (1650 с последующими перестройками) Надвратная Никольская церковь с двумя башнями (конец XVII века)

Полезная информация

Авраа́миев Богоявле́нский женский монасты́рь

Стоимость посещения

бесплатно

Адрес и контакты

Россия, Ярославская область, г. Ростов Великий, ул. Желябовская, д. 32

☎ 6-13-48

Настоятели

Преп. Авраамий (1080—10)
Прохор (? — 1119)
Феодорит
Иов
Адриан
Панкратий
Иоаким I
Гурий
Иона I
Дионисий (ок. 1238)
Св. Игнатий (1261—62)
Стефан (ок. 1288)
Иона II
Арсений (Луговской-Грива) (? — 1365)
Авраамий II
Иосиф I
Св. Григорий Пельшемский (Лопот)
Корнилий (ок. 1546)
Иоаким II
Иона III (ок. 1563—1564)
Феодорит (1571)
Иосиф I (1580)
Афанасий (20 июля 1584)
Иосиф II (1589)
Феодосий (1594)
Иосиф III (упоминается в 1618 году)
Симон (1629—33)
Гермоген (? — после 1640)
Иона IV Сысоевич 1646—52 гг.
Варлаам (определен 24 декабря 1652)
Дионисий (декабрь 1655 по 67)
Антоний (ноябрь 1668)
Нифонт (в июле, ноябре 1677)
Герасим (1682—87)
Иоасаф I (1701)
Адриан (1706—23)
Гавриил (1727—42)
Георгий (18 июля 1742—43)
Иосиф IV (3 сентября 1743 — 27 марта 1775)
Авраам (Флоринский) (1775—1776)
Ювеналий I (18 мая 1786 — 16 мая 1793)
Иосиф (Быков) (23 мая 1793 — 9 января 1798)
Никон (10 мая 1798 — 30 ноября 1799)
Иоасаф (Сретенский) (1 марта 1800—08)
Анатолий (Ставицкий), с 1 ноября 1808 г.- 6 февраля 1820 г.
Неофит (Докучаев-Платонов) (8 февраля 1820—21)
Нафанаил I (Павловский) (26 июля 1821—27)
Макарий (9 октября 1830—36)
Николай (Доброхотов) (9 апреля 1836—41)
Афанасий (Дроздов) (24 апреля 1841—42)
Иосаф III (Покровский) (21 сентября 1842—44)
Софоний (Сокольский) (23 августа 1844 — 26 апреля 1847)
Иоанникий (Горский) (29 июня 1847—1850)
Никодим (Казанцев) (3 апреля 1850—1854)
Антоний (Радонежский) (6 мая 1854—1858)
Иустин (Охотин) (26 мая 1858—1871)
Нафанаил (Леандров) (февраль 1873—78)
Феодосий (Рождественский) (октябрь 1878 — 31 марта 1881)
Геласий (март 1881 — 18 мая 1888)
Серафим (6 августа 1888 — 26 ноября 1891)
Ювеналий II (Штынкин) (27 декабря 1891—97)
Герман (29 апреля 1897—1910)
Николай (Воскобойников) (1910—15)
Мефодий (1915—1919)
Свящмуч. Неофит (Коробов) (1920—27)
Сергий (Озеров) (1927—29)
Симеон (Филиппов) (1929—31)
Миропия (Юрченкова) (с декабря 2003)