Церковь Бориса и Глеба в Кидекше

Храм в Кидекше — наиболее ранняя белокаменная постройка Северо-восточной Руси.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше
pinterest button

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше была построена в правление Юрия Долгорукого, и обычно датируется 1152 г. — на основании сообщения, помещенного в Типографской летописи как раз под этим годом:

В Кидекше сохранились остатки оборонительных валов — вблизи устья речки Каменки («Каменка» на угро-финском языке — «Кидекша»), которая сливается с Нерлью, впадающей в Клязьму.

Вероятно, сама церковь закладывалась Юрием Долгоруким в честь своих младших сыновей Бориса и Глеба, получивших имена первых прославленных в земле Русской святых — покровителей княжеского дома.

Кидекшская церковь послужила усыпальницей для одного из этих сыновей Юрия Долгорукого — князя белгородского и туровского Бориса Юрьевича, умершего в 1159 г. Здесь же погребена его жена Мария (†1161) и их дочь Ефросиния (†1202).

Скорее всего, при нашествии монголов Кидекша пострадала, но уже в 1239 г. здание церкви Бориса и Глеба было отремонтировано и освящено, и в нём, вероятно, было устроено белокаменное седалище и резная алтарная преграда. Но вскоре сам городок захирел и его жители переселились в соседний Суздаль. В «Списке русских городов дальних и ближних» (XIV—XV вв.) Кидекша не значится.

В XVI–начале XVII в. глава и часть сводов церкви обрушилась.

В 1660-х глава, своды и восточные столпы храма были разобраны полностью, а апсиды и восточные части северной и южной стен — до уровня аркатурного пояса. Затем восточные столпы были сложены вновь, и храм был перекрыт сомкнутым сводом с маленькой главкой. В таком виде храм сохранился до наших дней.

Архитектура

Борисоглебский храм, по-видимому, замышлялся как главный собор городка Кидекши на восточных границах Суздальского княжества, что и отразилось в сдержанности его внешнего декора и простоте линий.

Храм в Кидекше — наравне со Спасо-Преображенским собором в Переславле-Залесском — наиболее ранняя белокаменная постройка Северо-восточной Руси.

Впрочем, и здесь наблюдаются очевидные параллели с западноевропейским романским искусством, чуть более ярко проявившиеся в других памятниках храмового зодчества Владимиро-Суздальской земли. В частности, обращает на себя внимание аркатурный пояс из так называемых «ломбардских арок», делящий боковые прясла храма на два яруса.

Характерен перспективный портал очень простого профиля — в виде трех уступов (сохранился только с северной стороны) — с немного вынесенным замковым камнем на передней арке.

Над аркатурным пояском в пряслах — поребрик. Барабан также имел городчатый пояс (его остатки были найдены под кровлей храма). Цоколь Борисоглебской церкви (в настоящее время находящийся под землёй) — простейшей прямоугольной формы.

Внутри храма крестчатые столбы, лопатки простые однообломные, а наружные — двухуступчатые. На некоторых камнях кладки можно увидеть идентичные знаки княжеских мастеров — такие же, как и на стенах Спасо-Преображенского собора в Переславле.

Церковь Бориса и Глеба — одноглавая, четырёхстолпная, трехапсидная. Сложена из прекрасно отёсанных и положенных почти насухо квадров качественного белого камня.

В плане храм без учёта апсид очень близок к квадрату. Наружные лопатки делят стены на три неравных прясла (средние прясла шире и выше боковых). Уступообразное сужение наружных лопаток создает «перспективность» прясел. Внутренние лопатки соответствуют наружным, соответствуют им и крестчатые столпы. Над западным порталом в стене со стороны интерьера выложена разгрузочная арка.

Размеры Борисоглебской церкви, сторона подкупольного квадрата, общие пропорции, конструктивные особенности, профиль лопаток, декор близки ещё одному сохранившемуся храму 1152 г. — Спасо-Преображенскому собору в Переславле-Залесском. В связи с этим верх храма достаточно адекватно реконструируется по аналогии со Спасским собором.