Спасо-Яковлевский монастырь

Спасо-Яковлевский монастырь — православный мужской монастырь на берегу озера Неро в юго-западной части Ростова Великого.

Спасо-Яковлевский монастырь
pinterest button

С 1764 до 1888 гг. имел статус ставропигии.

История монастыря

Средневековый период

Основан в 1389 г. ростовским епископом св. Иаковом († 27 ноября 1392; память — 27 ноября).

Изгнанный из города своей паствой (за помилование ожидавшей казни преступницы), Иаков поселился к югу от Ростова, неподалёку от церкви Архангела Михаила (основанной ещё в XI в. св. Леонтием Ростовским; последнее по времени здание этого храма было снесено в 1930-е гг.), рядом с источником (сейчас над ним — часовня 1996 г.), где своими руками срубил небольшой деревянный храм и освятил его в честь Зачатия Пресвятой Богородицы.

Вскоре возле церкви формируется небольшая община единомышленников изгнанного епископа; так сформировалась новая обитель.

После смерти епископа Иакова началось его местное почитание как святого; его захоронение оберегалось как святыня. Общецерковное прославление совершено Макарьевским собором 1549 г. Его мощи покоятся под спудом в церкви Зачатия св. Анны.

Монастырь именовался Зачатьевским (по имени главного храма, посвящённого Зачатию праведной Анны) или Иаковлевским — по имени основателя обители. Со времени основания обители (XIV в.) до второй половины XVII в. все постройки Зачатьевского монастыря были исключительно деревянными (ни одна из них не сохранилась до наших дней).

Первым каменным зданием монастыря стал Троицкий, позднее Зачатьевский собор (1686 г.), построенный на месте одноимённой деревянной церкви.

Собор пятиглавый, с тремя алтарными апсидами, без богатого декоративного убранства в то время при нём была шатровая колокольня о шести колоколах. Освящал собор ростовский митрополит Иона Сысоевич.

В 1689 г. собор был расписан ярославскими мастерами. Над гробницей св. Иакова была возведена каменная сень.

Монастырь в XVIII в.

В 1702—1709 годах монастырь находится под особой опекой ростовского митрополита Димитрия Ростовского.

Приехавший 1 марта 1702 г. в Ростов Великий по велению Петра Первого, он был торжественно встречен в Яковлевском монастыре и сразу же отслужил благодарственный молебен в Троицком (будущем Зачатьевском) соборе.

По преданию, в тот же день он указал место своего будущего погребения — в юго-западном углу храма.

Димитрий Ростовский был погребён 25 ноября 1709 г. в Троицком (будущем Зачатьевском) храме.

Над местом его погребения была выстроена деревянная гробница со стихами-эпитафией, написанными другом умершего — местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Рязанским Стефаном (Яворским).

Кроме того, согласно воле умершего, в монастырь поступили две иконы Богоматери: келейная Боголюбская с ростовскими угодниками и особенно почитаемая Ватопедская.

В 1725 г. велением ростовского епископа Георгия (Дашкова) к Троицкому собору был пристроен северный Зачатьевский придел, в XIX веке перестроенный в отдельный храм. В 1754 г. по указу Арсения (Мацеевича) собор был переименован в Зачатьевский (так же, как назывался и его деревянный предшественник; название сохраняется и поныне), а придел — в честь Иакова Ростовского.

21 сентября 1752 г. при починке церковного пола были обретены мощи святителя Димитрия Ростовского; согласно житийному повествованию, мощи и одежда святителя, не тронутые тлением, были трижды освидетельствованы церковными иерархами.

22 апреля 1757 г. состоялась канонизация св. Дмитрия Ростовского. Число паломников в монастырь сразу же значительно увеличилось. У западной стены в том же году был построен гостиный двор для богомольцев.

По заданию митрополита Арсения (Мацеевича) монастырский эконом завёл тетрадь, куда паломник могли бы записывать свои рассказы о чудесных исцелениях у гробницы святого. Получившаяся большая рукописная книга, которая охватывает события с 1753 по 1764 гг. и содержит описание 288 исцелений, ныне хранится в Архиве Ростовского музея.

В 1758 г. из серебра, добытого на Колыванских рудниках, по приказу императрицы Елизаветы Петровны была создана рака для мощей св. Димитрия Ростовского. На серебре была выгравирована эпитафия св. Димитрию, сочинённая Михайло Ломоносовым.

25 мая 1763 г. состоялся первый крестный ход от Успенского собора Ростовского Архиерейкого дома к Спасо-Яковлевскому монастыря, которй с тех пор проводился ежегодно (вплоть до революции).

Сохранилось несколько описей монастыря, относящихся к середине XVIII в.: деревянная рубленая ограда с воротами в каждой стене (и ограда, и ворота были крыты тёсом). Главные — Святые — ворота, украшенные росписью, находились с восточной стороны. Остальные трое ворот были въезжими, причём рядом с каждым находилась небольшая входная калитка. Возле западной стены находились настоятельские покои — деревянные, с четырьмя комнатами и сенями, лестница из которых вела в светёлку. С южной стороны находились каменные братские кельи, в северо-восточном углу — несколько деревянных келейных корпусов. С восточной стороны располагались деревянные хозяйственные постройки: амбар, конюшня, сарай, два каменных погреба; около Святых ворот стояла хлебная палата с кухней; в юго-восточном углу — каменная поварня и пивоварня. За восточной стеной ограды был расположен монастырский двор, на котором стояли три избы, за западной — гостиный двор для богомольцев.

С 1764 г., согласно манифесту Екатерины Второй, до 1888 г. монастырь числился ставропигиальным, то есть подчинённым непосредственно Святейшему Синоду.

В тому же году к обители приписаны строения стоявшего рядом упразднённого Спасо-Песоцкого монастыря, в том числе монументальный Спасо-Преображенский собор XVII века (это единственное здание Спасо-Песоцкого монастыря, сохранившееся до наших дней). По этой причине в 1765—1836 гг. обитель официально именутся Спасо-Иаковлевским Зачатьевским монастырём.

В 1760-е гг. в Зачатьевский собор был поставлен деревянный резной иконостас, выполненный резчиками С. Шоломотовым и С. Бочаровым. В 1780 гг. иконы специально для этого иконостаса написал харьковский иконописец В. Ведерский.

Во второй половине XVIII в. деревянные стены монастыря были заменены каменной оградой. На углах и над воротами появились красивые, с легкими ажурными силуэтами башни, над восточными воротами — высокая трехъярусная колокольня. В монастырском дворе были построены двухэтажные братские кельи и настоятельский корпус.

В конце XVIII в. в Спасо-Яковлевском монастыре расцветает искусство финифтяной иконы. Возникновение этого промысла в Ростове связано с именем митрополита Арсения (Мацеевича), пригласившего в Ростов иконописцев, работавших в современных для того времени стилях, — для поновления старинных и написания новых икон. Среди них были и мастера финифтяной иконы. Вначале центром финифтяного промысла был ростовский Архиерейский дом, а после перевода Архиерейского дома в упразднённый к тому времени ярославский Спасо-Преображенский монастырь основным заказчиком финифтяных икон стал Спасо-Яковлевский монастырь, где их покупали на память о посещении монастыря богомольцы.

В 1794—1802 гг. на средства графа Н. П. Шереметева был возведен Димитриевский собор. Этот богатый храм в стиле классицизма проектировали московский архитектор Назаров и крепостные зодчие Душкин и Миронов. Шереметев желал создать храм, достойный мощей св. Димитрия Ростовского, которые, как рассчитывал граф, будут перенесены сюда сразу после окончания строительства. Однако высшее духовенство Ярославской епархии, приняв во внимание волю самого Димитрия, не благословило перенесение мощей из Зачатьевского собора в Димитриевский. Граф Н. П. Шереметев был одним из крупнейших благотворителей за всю историю обитли: помимо строительства собора, он жаловал монастырю облачения, золотую и серебряную церковную утварь. Даже после смерти Шереметева (1809 г.) монастырь получил золотую митру с драгоценными камнями на раку с мощами св. Димитрия, выполненную в Санкт-Петербурге согласно завещанию графа. В память о Шереметеве Димитриевский собор нередко называют Шереметевским.

Монастырь в XIX — начале XX вв.

В начале XIX в. в монастырь подвизался «гробовой старец» Амфилохий, который в течение 40 лет ежедневно по многу часов стоял перед ракой с мощами св. Димитрия Ростовского. После смерти старца в Ростове установилось его местное почитание.

В 1836 г. на месте старого Иаковлевского придела Зачатьевского собора 1754 г. выстроен храм св. Иакова Ростовского. Строительство церкви было осуществлено при активном участии архимандрита Иннокентия на средства благотворительницы монастыря — графини А. А. Орловой-Чесменской (чуть раньше участвовавшей в восстановлении и перестройке новгородского Юрьева монастыря). Росписи были выполнены Тимофеем Медведевым (не сохранились до нашего времени).

В 1836 г. возведена паперть Зачатьевского собора. На паперти поставлены гробницы в виде саркофагов, в том числе гробового иеромонаха Амфилохий (ум. 1824 г.) и архимадрит Иннокентий (ум. 1847 г.), справа — Полежаевы Михаил Михайлович (ум. 1876 г.) и Вера Леонидовна (ум. 1885 г.).

В 1860-х гг. был выстроен заново главный иконостас Димитриевского собора. Теперь он представлял собой триумфальную арку из искусственного мрамора (проект К. А. Докучиевского).

В 1836 г. Святейший Синод по прошению архимандрита Иннокентия утвердил новое официальное наименование обители — Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь.

В монастырь приезжали на богомолье Екатерина Вторая, Александр Первый, Николай Первый, Александр Второй, Николай Второй.

В монастыре сохранялось огромное собрание книг и рукописей, ценный архив нот, исторических документов.

В 1909 г. возникает традиция перенесения св. Димитрия Ростовского из Зачатьевского собора в Димитриевский: с 25 мая по 28 октября мощи ежегодно пребывали в Димитриевском соборе (как и хотел его строитель — Н. П. Шереметев), остальное время — в Зачатьевском. Перенесение мощей сопровождалось крестным ходом при большом стечении народа.

В начале XX в. были освящены новые храмы внутри уже существовавших к тому времени построек. В Иаковлевской церкви в 1912 г. открыт пещерный храм в честь Воскресения Христова, а в 1916 г. — придел в честь Ватопедской иконы Божьей Матери (последний — на пожертвования С. П. Колодкина «в вечное поминание убиенного воина Феодора»).

В 1909 г. в юго-западной башне открыт храм в честь Толгской иконы Божией Матери — домовая церковь настоятеля монастыря. Из этой церкви по лестнице можно было подняться на смотровую площадку башни, откуда открывалась панорама города.

Упразднение и возрождение обители

С 27 февраля 1909 г. до закрытия обители настоятелем был епископ (впоследствии митрополит) Иосиф (Петровых).

После 1917 г. службы в монастыре шли только в Яковлевской цекрви.

В 1923 г. монастырь был окончательно закрыт. В зданиях монастыря были размещены жилые квартиры, мастерские. Иноков изгнали, монастырское имущество, книги и рукописи частично поступили в Ростовский музей, частично разграблены.

В 1928 г. часть рукописного собрания бывшего Спасо-Яковслевского монастыря была перевезена в Москву (ныне — в РГАДА).

В 1980-е был разобран резной барочный иконостас XVIII в. из Зачатьевского храма. В настоящее время сохранился только его остов.

15 апреля 1991 г. монастырь возвращён Русской православной церкви. Решением Священного Синода от 7 мая 1991 г. по рапорту архиепископа Ярославского и Ростовского Платона (Удовенко) монастырь был возобновлён.

В монастыре покоятся мощи ростовских святых Авраамия и Димитрия. Здесь же пребывают иконы Ватопедской Божией Матери и келейная св. Димитрия Ростовского. Частично сохранился монастырский некрополь.

В 1996 г. над источником вновь сооружена небольшая деревянная часовня (архитектор — М. Панкратов, Москва), освящённая в честь святителя Иакова., освященная 10 декабря архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем (Хархаровым).

Полезная информация

Спасо-Яковлевский монастырь
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь

Стоимость посещения

бесплатно

Часы работы

  • ежедневно: 10.00–17.00

Адрес и контакты

152155, Россия, Ярославская обл.,
г. Ростов-Великий, Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь

☎ +7 (48536) 743-69, 770-02
rostov-monastir.ru

Расположение

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь расположен на юго-западной окраине города Ростова, на берегу озера Неро.

Как добраться

На автобусе

Из Москвы автобусы до Ростова отправляются со Щелковского автовокзала.

Поездом

Через Ростов идут многие поезда, следующие с Ярославского вокзала Москвы.

Для москвичей удобнее всего воспользоваться Ярославским экс­прессом, следующим из Москвы в 8:20 и в 16:20. Путь до Ростова занимает на нем около трех часов. Обратные поезда проходят через Ростов в 7:20 и в 17:20.

От центра города к монастырю можно доехать на автобусе или маршрутном такси (направление − к ул. Переславской; для маршрутных такси − конечная остановка, для автобусов − предпоследняя остановка), после чего потребуется дойти до монастыря три квартала по направлению к берегу озера.

На автомобиле

Что касается автомобилистов, то им нужна федеральная трасса Москва — Архангельск (М-8).

От Москвы Ростов удален приблизительно 220 км, от Ярославля — на 55 км.

Повернуть в центр Ро­стова следует возле железнодорожного вокзала.

Проезд от автовокзала и железнодорожного вокзала до монастыря − по ул. Луначарского до центра города (Ростовского кремля), далее по Покровской улице (ул. Ленина) до пересечения с ул. Московской, где следует повернуть налево, к озеру, после чего Вы окажетесь в непосредственной близости от обители.

Здания

Зачатьевский соборЯковлевский храмДимитриевский храм • Спасо-Преображенский собор • Стены и башни • Настоятельский корпус • Братские кельи • Деревянная часовня святителя Иакова

Реликвии и святыни

Гробница св. Иакова Ростовского
Мощи св. Димитрия Ростовского

События

Расписание богослужений

Престольные праздники

Удобства

Экскурсионная служба монастыря

Паломническая служба обители

Что надо знать о церковном этикете (памятка паломнику)