Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры

Троицкий собор, построенный в 1422-25 гг., представляет собой древнейшее каменное сооружение Троице-Сергиевой Лавры.

Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры
pinterest button

Он сооружён по заказу игумена Никона на средства Московского Великого кн. Василия I и кн. Юрия Звенигородского.

В его стенах почивают святые мощи Игумена земли Русской прп. Сергия Радонежского.

Соперничая с другими удельными княжествами, великие московские князья стремились всячески укрепить и возвысить Троицкий монастырь, они делали богатые вклады, часто совершали богомольные «походы к Троице».

И не случайно в 1422 г., когда Московскую Русь постигло тяжёлое лихолетье ( при небывало морозной зиме разразился страшный голод), церковь провозглашает торжественную канонизацию Сергия, официально объявляя его покровителем земли русской и заступником пред Богом.

В связи с этим над гробом прп. Сергия возводят новый Троицкий собор из белого камня, а стоявшую здесь деревянную церковь относят несколько на восток.

Поставленный в похвалу выдающихся заслуг прп. Сергия Радонежского перед Отечеством и Церковью Троицкий собор стал одним из первых мемориальных памятников Московской Руси.

Летописи свидетельствуют, что на закладку храма собрались видные церковные деятели и князья, с помощью которых игумен Никон собирает отовсюду зодчих и скоро «церковь прекрасну воздвиже».

Украшение церкви иконами и стенописью поручается прославленным художникам Андрею Рублёву и Даниилу Чёрному.

Троицкий собор особенно почитался московскими князьями.

Здесь у раки прп. Сергия торжественным «крестоцелованием» скрепляли они договоры и союзы, совершали молебны перед походами и по окончании их, крестили наследников престола и отмечали другие события.

Поэтому храм больше других зданий подвергался различным дополнениям и переделкам. Так, царь Василий III после удачного похода на Псков в 1510 г. поставил свечу неугасимую у раки прп. Сергия и покрыл собор железом.

Иван Грозный отметил здесь торжественным молебном взятие Казани, а затем прислал мастера позолотить купол собора.

К южной стене Троицкого собора пристроили Никоновский придел и палатку для почётных захоронений ( по преданию на месте кельи прп. Сергия), а с запада — обширную паперть, превращённую затем в трапезную.

В XVIII в. переделали кровлю собора, закрыли папертью северную сторону храма, растесали окна, белокаменные фасады раскрашивались под мрамор, многократно переписывалась стенопись храма, поновлялись иконы.

Таким образом древний облик Троицкого собора оказался существенно искажённым и закрытым обстройками.

Реставрационные работы, завершённые в 1966 г., раскрыли первоначальный облик этого одного из немногих сохранившихся памятников так называемого ранне-московского зодчества — того периода, когда возвышавшаяся Москва одновременно с процессом объединения удельных княжеств в единое русское государство закладывала основы общерусской национальной культуры.

Зодчество этой поры, кроме Троицкого собора, представляют два памятника Звенигорода — Успенский собор на Городке ( 1400 г.) и Рождественский собор ( 1405 г.) Саввино-Сторожевского монастыря, а также Спасский собор ( 1427 г.) Андроникова монастыря в Москве.

Архитектура

Троицкий собор представляет собой небольшую четырёхстолпную церковь с одной главой и тремя невысокими апсидами.

Стены завершаются килевидными закомарами, форму которых повторяют два ряда кокошников, организуя переход к башнеобразному барабану со шлемовидным куполом и крестом простого рисунка.

Но несмотря на небольшие размеры собор производит впечатление величественного и мощного сооружения.

Этот эффект достигается наклоном стен к центру здания и усиливается пирамидальным сужением кверху высокого барабана и его постамента, а также применением подобного приёма в построении порталов, окон, кокошников и пр.

Стены  собора выложены из правильных блоков белого камня. Узкие окна подчёркивают толщину и массивность его конструкций.

Единственным украшением фасадов Троицкого собора служит широкий пояс из трёх лент «плетёного орнамента». Он зрительно стягивает тело храма.

Особенность храма — несоответствие между членениями фасадов и организацией его внутреннего пространства.

Строители прежде всего стремились создать удобный интерьер храма и поэтому пошли на то, что лопатки и закомары на северном и южном фасадах не отвечают расположению сводов, порталы размещаются не по осям центральных закомар, а барабан заметно смещён в сторону алтаря.

Торжественная архитектура Троицкого собора, строгость и монументальность его форм соответствовали его назначению в качестве усыпальницы прп. Сергия — одного из главных поборников единения земли Русской.

Полезная информация

Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря

Иконопись

Иконостас Троицкого собора — уникальный памятник московской школы иконописи нач. XV в.

В настоящее время он состоит из пяти ярусов.

Сорок икон его трёх средних рядов сохранились от времени сооружения храма и выполнены если не всегда Андреем Рублёвым, то под его непосредственным руководством.

Самый верхний ( праотеческий ) ряд добавлен в иконостас в 1600 г. по вкладу царя Бориса Годунова.

Самый нижний ярус иконостаса называется местным — здесь по сторонам Царских врат размещаются храмовые иконы и иконы наиболее чтимых святых.

Все они относятся к более позднему времени ( кон. XV - XVII вв. ) и только одна — всемирно известная «Троица» — принадлежит кисти Андрея Рублёва и хранится ныне в Третьяковской галерее.

Идеи сплочения сил для борьбы за освобождение и объединение народа и страны были самыми важными идеями того времени, а учение о троичном божестве, представляющем «едину силу, едину власть, едино господство» стало религиозным воплощением этой идеи.

Не случайно прп. Сергий Радонежский посвятил свой храм и весь монастырь св. Троице.