Духовская церковь Троице-Сергиева монастыря

Эта церковь «иже под колоколы» сохранилась до наших дней и вместе с Троицким собором составляет красоту монастырского ансамбля XV в.

Храм во имя Сошествия Святого Духа на апостолов Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1476 год
pinterest button

К востоку от Троицкого собора находится небольшая церковь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, построенная в 1476 г. псковскими мастерами — их стиль заметен в необычном устройстве колокольни: колокола подвешены в основании единственной главы храма, подобно псковским звонницам.

После сооружения белокаменного Троицкого собора, нарядных Трапезной и Поварни ( были разобраны в XVIII в.) Троице-Сергиевому монастырю не хватало высокой, соответствующей его славе и положению, звонницы.

На центральной площади монастыря оставалось ещё одно деревянное здание — та самая Троицкая церковь, которая стояла над гробом прп.

Сергия и была перенесена несколько на восток в связи с сооружением на её месте каменного собора.

И церковь эта снова уступает своё место другому храму.

Строителями храма были псковские мастера, вызванные Иваном III для установления причин обрушения строящегося Успенского собора в Московском Кремле.

Известно, что псковичи похвалили работу московских мастеров Мышкина и Кривцова, объяснив катастрофу плохим качеством извести, но от предложения принять на себя постройку собора отказались.

Приглашение псковских мастеров в Троицкий монастырь было, очевидно, не случайным: выполнить заказ на сооружение звонницы лучше всех могли именно они, родина которых славилась красотой подобных сооружений.

В результате рядом со строгим и величественным Троицким собором вырос оригинальный, необычайно стройный и изящный храм со звонницей в основании главы.

Эта церковь «иже под колоколы» сохранилась до наших дней и вместе с Троицким собором составляет красоту монастырского ансамбля XV в.

В отличие от Троицкого собора Духовская церковь сложена их кирпича, который к тому времени становится основным строительным материалом Московского зодчества.

Объём Духовской церкви делится на две равные по высоте части: обычный четырёхстолпный четверик с тремя высокими апсидами, повторяющий схему Троицкого собора, и цилиндрический постамент над сводами, по окружности которого расположено шесть столбов звонницы, несущих барабан, увенчанный куполом и крестом.

В пролётах звонницы висят колокола, а открытый внутрь купола и прорезанный узкими окнами барабан играет роль своеобразного резонатора звука.

Подобно Троицкому собору, переход от четверика к звоннице осуществлён с помощью диагональных закомар и подхватывается килевидными кокошниками, обрамляющими арки звона.

Оригинальный приём пирамидального построения собора нашёл отражение в лёгком уклоне стен Духовской церкви.

Декоративное убранство церкви повторяет систему Троицкого собора, но в другом материале.

Пояса из терракотовых балясин, окаймлённых лентами изразцов, зрительно стягивают стены храма и верх барабана, а ещё одна лента изразцов огибает алтарные полукружия.

При этом декоративный пояс на стенах церкви располагается выше окон, а не под ними, как в Троицком соборе.

При реставрации звонницы установлено, что псковичи жёстко крепили колокола к деревянной балке; звонили с земли, раскачивая с помощью веревки не язык, а сам колокол вместе с балкой, за приделанный к ней рычаг, как это было принято во Пскове.

Первоначальная высота Троицкого собора и Духовской церкви от земли до креста  была одинакова. Скорее всего псковичам было поставлено условие, чтобы их постройка не превышала по высоте главную святыню монастыря.

Но и при соблюдении этого условия благодаря стройным пропорциям Духовская церковь выглядит выше своего мощного соседа.