Успенский собор

Это крупнейшее сооружение ансамбля, памятник взятию и присоединению Казани и Астрахани.

Успенский собор в панораме Троице-Сергиевой лавры
pinterest button

Вошедший в Троице-Сергиеву Лавру сразу видит украшенные золотыми звёздами купола собора Успения Пресвятой Богородицы.

К сер. XVI в. Золотая Орда распалась на отдельные феодальные ханства, все они соперничали и враждовали между собой.

Отряды татар часто совершали набеги и на русские земли.

Они избегали встреч с русскими дружинами, обходили города, но грабили и разоряли мелкие населённые пункты и тысячами продавали взятых в плен людей на невольничьих рынках в мусульманские страны.

Дважды Василий III предпринимал походы против Казани (1524 и 1530 гг.), но безрезультатно. Иван Грозный стал готовить третий поход.

Прежде чем летом 1552 г. выступить с войском на Казань, он посетил Троицкий монастырь и молился прп. Сергию.

Поход оказался удачным: Казань пала.

В 1556 г. пало Астраханское ханство, признала власть Москвы Нагайская орда, присоединилась Башкирия.

В память о взятии Астрахани царь повелел покрыть золотом купол Троицкого собора.

В ознаменование побед русского воинства строится новый собор в Троицком монастыре, который получил название Успенского и был задуман как повторение главного храма Московского Кремля.

Строился он на царские средства, и Иван Грозный со всем своим семейством присутствовал на торжестве закладки храма в 1559 г.

Но сооружение собора сильно затянулось: в самый разгар строительных работ произошёл опустошительный пожар.

В 1583 г. царь передал пять тыс. руб. на вечный помин по убитому сыну Ивану.

Монастырские власти спешили с завершением строительства Успенского собора, но увидеть его отстроенным Ивану Грозному так и не пришлось.

Собор освятили только на следующий год после его смерти в присутствии нового царя — Фёдора Иоанновича.

Успенский собор (1559-85 гг.) представляет в ансамбле монастыря великолепный образец зодчества XVI столетия.

Он повторяет формы главного собора Кремля.

Если в своё время архитектору Аристотелю Фиораванти предписывалось «снимать меру» с Успенского собора во Владимире и строить храм в Кремле на полторы сажени больше в длину, ширину и высоту, то монастырские зодчие также увеличили размеры своего сооружения, но теперь уже против московского образца.

Мощный объём шестистолпного храма с невысокими апсидами увенчан пятью главами.

Характерным украшением стен служит аркатурно-колончатый пояс, характерный для Владимиро-Суздальского зодчества.

Успенский собор был расписан за сто летних дней артелью ярославских и троицких мастеров под руководством Дмитрия и Василия Григорьевых.

Иконостас выполнен одновременно с росписью стен. Как и в Кремлёвском соборе, за иконостасом со стороны алтаря устроена трёхярусная расписная галерея, или хоры, где размещаются певчие.

С северо-западной стороны к собору примыкает небольшая каменная палатка — усыпальница Годуновых, где похоронены царь Борис, его жена Мария, сын Фёдор и дочь Ксения.

С кон. XVII в. Успенский собор стал усыпальницей московских митрополитов.

В настоящее время в Успенском соборе почивают св. мощи свт. Иннокентия, митрополита Московского и прп. Максима Грека.

Полезная информация

Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры
собора Успения Пресвятой Богородицы

Стоимость посещения

бесплатно