Переславский железнодорожный музей

Частный технический музей в Переславском районе, где собраны натурные образцы узкоколейной железнодорожной техники, а также сопутствующие им машины и механизмы конца XIX — первой половины XX в.

Паровоз Фт4-028 на площадке музея
pinterest button

Это единственный железнодорожный музей России, специализирующийся только на узкоколейной технике и автомобилях.

История

В 1989 г. В. В. Миронов познакомился с хозяином ярославского кооператива «Декор» А. Ф. Гусевым.

Они решили выкупить узкоколейную железную дорогу и превратить ее в музей.

Вадим Миронов и его супруга Кира финансировали поисковые экспедиции.

Музей был основан в 1991 г., отделившись от кооператива «Декор».

Первоначально существовал в виде частной коллекции с ограниченным доступом для посетителей, но с возможностью организации на заказ поездок на ретро-поездах по Переславской железной дороге.

С 1998 г. музей открыт для свободного посещения (с 2006 года посещение платное). Число посетителей доходит до 800 в день.

В 2002—04 гг. музей неоднократно проводил паровозные фестивали для широкого круга посетителей. Музею принадлежит 2 км пути.

Экспозиция

В экспозиции музея представлены образцы узкоколейной железнодорожной техники. Многие экспонаты уцелели в единственном экземпляре и имеют сертификаты памятников истории техники.

Некоторые машины и механизмы восстановлены до рабочего состояния.

Паровозы и их фрагменты

В коллекции музея четыре паровоза 1928—55 гг. выпуска, восстановленных до рабочего состояния, несколько машин, ожидающих восстановления, а также отдельные фрагменты очень редких на сегодняшний день паровозов:

  • Паровоз 157—469 Коломенского завода, 1928 г.п. (находится в процессе в процессе восстановления)
  • Паровоз Фт4-028 завода Тампелла (Финляндия), 1945 г.п. (единственный в мире уцелевший экземпляр) — восстановлен до рабочего состояния
  • Паровоз Гр-269 завода имени Карла Маркса (Германия), 1950 г.п. (доставлен из Грозного, с недостроенной Грозненской детской железной дороги) (восстановлен до рабочего состояния)
  • Паровоз Кп4-469 завода имени Дзержинского в Хржанове (Польша), 1955 г.п. (восстановлен до рабочего состояния)
  • Паровоз Кп4-300 завода имени Дзержинского в Хржанове (Польша), 1954 г.п. (не восстановлен)
  • Паровоз Кп4-469.
  • Паровоз ВП4-2120 Воткинского паровозостроительного завода, 1958 г.п. с трёхосным тендером ВП4-1862
  • Котёл паровоза типа 63 (осевая формула 0-4-0) Коломенского завода, предположительно, 1918 г.
  • Фрагмент танк-паровоза серии Е (осевая формула 0-3-0) Коломенского завода, 1921 г.
  • Фрагмент танк-паровоза типа 0-3-0 колеи 900 мм фирмы Краусс, 1880-е гг.
  • Двухосный тендер паровоза серии 159, 1930-е гг.

Дизельные локомотивы

  • Четырёхосный мотовоз МД54-4-1547 Истьинского машиностроительного завода, 1963 г.п. (восстановлен до рабочего состояния)
  • Двухосный мотовоз МД54-2 Истьинского машиностроительного завода (не восстановлен)
  • Тепловоз с гидропередачей ТУ4-1984 Камбарского машиностроительного завода, 1969 г.п. (используется в хозяйственной деятельности)
  • Четырёхосный мотовоз — самоходная электростанция ЭСУ2а-511 Губинского механического завода (используется в хозяйственной деятельности)

Самоходный подвижной состав

  • Пассажирская автодрезина № 51 Шатурских железнодорожных мастерских, 1930-х г.п.
  • Участковая автодрезина Уа−4727 Калужского машиностроительного завода, 1939 г.п.
  • Пассажирская автодрезина ПД1 Демиховского машиностроительного завода, 1950-х г.п.
  • Пожарная автодрезина ПМД-3-259 Демиховского машиностроительного завода, 1960-х г.п.
  • Дрезина на базе автомобиля ЗиМ (ГАЗ-12)
  • Мотодрезина ТДУ5 Калужского машиностроительного завода, 1950-х г.п.
  • Ручная дрезина Выксунских железнодорожных мастерских, начало XX в.

Вагоны

  • Пассажирские вагоны Мальцовского завода, фирмы Гёрлиц (нем. Görlitz) и др. 1898—35 гг. п.
  • Грузовые вагоны различных заводов 1890—60 гг. п.
  • Цистерны 1900—20-х гг. п.
  • Плужные снегоочистители системы Бьёрке, 1928—53 гг. п.

Железнодорожное оборудование

  • Комплект электрожезловых аппаратов системы инженера Трегера образца 1924 г.
  • Комплект станционного пожарного оборудования 1890-х — 1950-х г.

Автомобили и тракторы

При музее имеется постоянно действующая экспозиция автотракторной и мототехники 1930-х — 1950-х гг.

Полезная информация

Переславский железнодорожный музей

Часы работы

  • Летом: с 10.00 до 18.00, зимой: с 10.00 до 17.00
  • Выходные дни: понедельник и вторник

Адрес и контакты

152018, Россия, Ярославская область, Переславский район, посёлок Талицы, Лесхозная улица, дом 1

☎ +7 (48535) 4 94 79
info @ kukushka.ru