Надвратная церковь Воскресения и Святые врата

В Воскресенской церкви впервые в России вместо деревянного был построен высокий каменный иконостаса с фресками XVII в.

Успенский собор (слева) и Надвратная церковь Воскресения (справа)
pinterest button

Строительство Ростовского кремля началось в 1670 г. с сооружения северных Святых ворот, оформленных надвратной церковью Воскресения Христова и примыкающими к ним двумя крепостными башнями.

Святые врата ведут с Соборной площади кремля на митрополичий двор.

Внешний облик церкви поражает контрастным сочетанием аскетичного декора верха храма с его нижней частью, украшенной кирпичными узорами и многоцветными изразцами.

Архитектура

По обеим сторонам фасада Церкви Воскресения со Святыми вратами стоят выдвинутые немного вперед две круглые башни.

Вместе с возвышающимся кубом здания и главами храма они создают выразительный силуэт.

Оригинальное композиционное решение по достоинству было оценено современниками.

В последней четверти XVII в. аналогичные композиции были использованы в оформлении западных ворот Ростовского кремля, а также ворот следующих монастырей Ростово-Ярославской епархии: ростовских Борисоглебского и Авраамиева, ярославского Толгского и угличского Покровского.

Здание церкви Воскресения бесстолпное, его пространство перекрыто одним сводом.

Храм имеет высокий подклет, над ним возвышается само здание, увенчанное пятиглавием. Центральный барабан — световой, с окнами, а малые — декоративные.

Над центральным арочным проездом помещен киот с фресковой иконой.

Украшения и росписи

Нарядные наличники окон северного фасада, резной камень, изразцы, аркада галереи придают сооружению парадность.

С трёх сторон церковь Воскресенья окружают галереи. Красочность галереи и ворот подчеркивается спокойной обработкой плоскостей стен и церкви.

Внутренние стены храма полностью расписаны, включая иконостас, представляющий собой росписи по каменной предалтарной стене.

Росписи стен выполнены в 1675 г. артелью ярославских и костромских мастеров, среди которых были знаменитые иконописцы из Костромы Гурий Никитин и Сила Савин. Росписи отличаются удивительной цветовой гаммой, превосходной передачей движения фигур в сочетании с декоративными орнаментами.

В середине 50-х годов нашего века была проведена реставрация фресок.

Благодаря общности архитектурных форм и деталей обработки церковь органично вписывается н ансамбль Соборной площади.

Полезная информация

Надвратная церковь Воскресения и Святые врата Ростовского кремля