Музей масок

«Папье-маше» в переводе с французского означает «жёваная бумага», то есть бумажная масса, смешанная с клеем, мелом и гипсом. 

Музей масок
pinterest button

На сегодняшний день данный вид искусства считается редким и экзотическим.

В детстве уже само слово «папье-маше» завораживало: казалось, это что-то нереально-прекрасное, жутко сложное в изготовлении и крайне ценное. Но большинство из нас ещё в школе познакомилось с данным материалом. А вот маленький Сережа Потапов не только познакомился, а настолько увлекся, что это стало частью его жизни и соискало любви у народа.

Музей масок
pinterest button Музей масок Музей масок, CC BY-SA 3.0

Долгое время в стенах историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, располагающегося на территории бывшего Успенского Горицкого монастыря, хранилась уникальная в своем исполнении коллекция масок из папье-маше художника и скульптура Сергея Ивановича Потапова. Много лет подряд эта выставка является самой посещаемой в Переславле-Залесском.

В настоящий момент музей переехал, но по-прежнему остается в маленьком, тихом, провинциальном городке, входящем в Золотое кольцо России, на исторической родине его создателя – Сергея Ивановича.

О масках

Широко пользоваться масками начали уже в античном греческом театре. В старину, в Грузии, крестьяне, справляя праздник урожая, устраивали так называемые берикаоба–шествие масок.

В наши дни маски украшают карнавалы и празднества во многих странах мира. Все, что можно увидеть на выставке, сделано из самого доступного для всех нас материала. Возьмите газету или, что еще лучше, – бумагу, в которую заворачивают посылки на почте – она более пористая. Пропитайте хорошенько клеем, затем приложите к ней слой марли. Из податливой мягкой массы можно сделать какую угодно маску или скульптуру. Для волос удобно использовать длинную мочалку из лыка, пеньки. Например, расплетенный морской канат художник сумел превратить в кудри Демона. А пышные ресницы легко можно делать из собачьей шерсти.

   Подрежьте у своего любимого питомца шерстяные пучки на ушах, подравняйте, наклейте на изделие и равномерно расправьте. Ресницы готовы. Как раз такими являются ресницы у Тинатин (Шота Руставели, «Витязь в тигровой шкуре»). Помните: «Над пучиной глаз чернильных висли копьями ресницы».

   На вопрос, какой материал предпочитает художник для своей работы, Сергей Иванович отвечал определенно: «…только бумагу. Можно делать из мрамора плохо, и из бумаги хорошо, как из мрамора. И еще: тут никогда не рискуешь испортить. Сделал не так – не беда. Бери новый лист и снова создавай.» Впрочем, мастер предпочитал не объяснять этого посетителям его выставок. Потому что для них важна иллюзия, впечатление, образ…

История музея

Щедра наша земля талантами, и находишь их зачастую там, где и не ждешь. На выставку масок в Переславле я пошел с неохотой, но задержался там надолго. Она ошеломляет: не маски увидел я, а скульптурные портреты!

А началось все с того, что Сережу Потапова попросили сделать несколько масок для школьного вечера. Уже в 15 лет он вылепил свою первую скульптуру «Балерина». И с юношеских лет начал увлекаться лепкой карнавальных масок. Постепенно перешел от изображения сказочных героев к литературным образам, так как всю жизнь любимым занятием Сергея Ивановича было чтение. Многие произведения мастер знал наизусть. И если вдруг возникало сомнение по поводу того или иного портрета, художник тут же цитировал строки из соответствующей сказки, повести или поэмы.

За всю творческую жизнь было создано более 100 масок на оперные, литературные, сказочные и карнавальные темы. Они завоевали огромную популярность у зрителей всех возрастов, служебных положений и рангов. Маски героев Гоголя «Мертвые души» и «Ревизор», снятые на слайды, демонстрировались в школах, изучающих эти произведения. В 1967 г. маски экспонировались в фойе московского кинотеатра «Художественный».

Постановлением Главного Комитета ВДНХ № 508 от 31 мая 1968 года участника выставки 1967 года по павильону Советская культура раздела культурно-просветительские учреждения за серию театральных масок, создание галереи масок персонажей из повести Гоголя «Мертвые души» Сергею Ивановичу присудил диплом второй степени, серебряную медаль и денежную премию. За весь период выставок содержится более 50 книг отзывов на всех языках бывшего СССР. Работы выставлялись на одиннадцати персональных и самых престижных выставках России (Казань 1972 г., 1979 г., Москва 1967 г. 1992 г.) О масках писали более чем в 20 газетах на разных языках, было получено письмо из Австрии, г. Вена, от музейного работника на немецком языке. Это письмо было переведено на русский язык и напечатано в журналах «Театральная жизнь», «Огонек» № 33 за август 1975 г., «Здоровье» № 3 1978 г., «Клуб и художественная самодеятельность» № 6 1980 г. Выставки масок посещали и высокие гости – министр культуры РСФСР Меленев Юрий Серафимович, Констандов – зам. председателя совета Министров СССР, которые также были восхищены экспозицией. Работы Сергея Ивановича неоднократно показывались по телевидению.
Несколько раз поступали предложения от иностранцев о приобретении экспозиции в частные коллекции.

Маскам более 40 лет – за все это время у экспозиции не было постоянного помещения. И только сейчас с благоприятной экономической и политической обстановкой в стране музей масок заявил о себе как частный музей.

Полезная информация

Музей масок

Адрес и контакты

Переславль - Залесский, Ярославская область, ул. Урицкого д.38, в Доме Берендея

☎ 8-960-533-48-57, 8-48535-3-45-91, 8-926-591-04-03
museum@masky.ru
www.masky.ru

О создателе

Сергей Иванович Потапов родился 30 марта 1905 года в г. Переславле-Залесском Ярославской области в семье помещика. Семья была большая: 9 сестер и 2 брата. Самым младшим из детей был Сергей Иванович.

   Оставшись рано без родителей (отец умер в 1910 г, а мать – в 1915 г.), он жил с сестрами. Вскоре все они вышли замуж и разъехались, а Сергей с младшей сестрой остался обрабатывать три десятины земли.

   Дядя Сергея Ивановича по материнской линии был очень одаренным иконописцем, и, видимо, этот талант передался по наследству. У всех из 11 детей проявлялись задатки к живописи и лепке. Например, одна из сестер – Елена Ивановна – жила в Москве. И в трудные годы советской власти зарабатывала на хлеб тем, что лепила сувенирные барельефы из гипса и папье-маше. Эти работы, возможно, до сих пор сохранились в частных коллекциях. Но больше всего талант развился и нашел свое воплощение в искусстве Сергея Ивановича. 

Отзывы

TripAdvisor