Церковь Михаила Архангела

Храм играет ключевую роль в панораме Которосльной набережной Ярославля.

Церковь Михаила Архангела
pinterest button

Церковь Михаила Архангела — одна из двух пятиглавых церквей XVII в., фланкирующих Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле вдоль по набережной Которосли.

Расположена на восток от монастыря, в сторону церкви Спаса на Городу и Рубленого города. За Михайловской церковью раньше находились деревянные стены посада, и от городских Михайловских ворот начиналась дорога на переправу через Которосль и далее — на Владимир и Москву.

Симметрично к западу от монастыря высится сходный по композиции храм Богоявления.

Архангельский собор удельного времени

В истории храма можно выделить два этапа. В Средние века он служил, как думают краеведы, дворцовой церковью ярославских удельных князей.

Инок Пахомий в житии князей Василия и Константина, составленном около 1530 г., записал, что Константин Всеволож «в меньшем своем граде Ярославле» одновременно с Успенским собором «заложи церковь иную в большем граде, у врат, брусяную, собор Архистратига Михаила».

Таким образом, возведение деревянного Архангельского собора принято относить к 1215 г.

Рукопись конца XVIII в., хранившаяся в церкви, относит построение «брусчатой» церкви «близ ворот, потом от церкви наименованных Архангельскими», к 1213-16 гг. и сообщает, что здание простояло 79 лет, до 1295 г., когда жена князя Фёдора Чёрного, именем Анна, дочь ордынского хана Ногая (возможно от его греческой жены, дочери Михаила VIII Палеолога), «созда новую Архистратига Михаила церковь и в ней честную Богоматери икону постави и украси её златом и сребром, и камением драгим… наименовав оную церковь соборною».

Предание связывало посвящение церкви с дедом ярославской княгини, императором Михаилом, либо с её пасынком, рано умершим Михаилом Фёдоровичем. В настоящее время тестем Фёдора Чёрного принято считать не Ногая, а другого ордынского хана, Менгу-Тимура.

Со времён княгини Анны, по преданию, в храме сохранялись иконы:

  • храмовый образ Михаила Архангела, увезённый после революции в Третьяковскую галерею;
  • «осьмивершковый» образ Владимирской Богоматери в серебряной ризе над царскими воротами с пророческими видениями по углам;
  • икона Смоленской Богоматери, по догадке И. А. Тихомирова, привезённая Фёдором Чёрным из своего родного Смоленска «около 1283 г., во время его недолгого пребывания тамошним князем»;
  • икона Антония Великого из тёплой Благовещенской церкви считалась прежде храмовой, что свидетельствует о наличии некогда в церкви престола во имя этого святого.

Гарнизонный храм

В XVII в. Архангельский собор оказался расположенным в Стрелецкой слободе и с тех пор (и по сей день) служит гарнизонным храмом.

Тесной его связи с военными благоприятствовало не только географическое соседство, но и его посвящение Архистратигу Михаилу, покровителю военного дела.

Финансирование храма со стороны оборонного ведомства, впрочем, было довольно скудным.

Он строился на средства прихожан дольше любой другой ярославской церкви — 25 лет (1657–82 гг.).

За это время вкусы ярославского купечества изменились, поэтому в храме оказались соединены черты двух этапов развития ярославской культовой архитектуры.

Архитектура

В плане храм почти идентичен ранним ярославским храмам Николы Надеина и Ильи Пророка. Это четырёхстолпный трехапсидный храм на высоком подклете, где складировались товары для близлежащего торга (у церкви Спаса на Городу).

С севера и запада четверик окружён галереями, на которые вели два живописных, высоких домообразных крыльца на ползучих арках. В настоящее время из них сохранилось только западное.

С северо-западного угла, по ярославской традиции, к храму пристроена грузная квадратная колокольня с невысоким шатром.

Имеются два придела, северный и южный; из них первый решён в виде башни и посвящён Соловецким чудотворцам.

Верхняя часть храма роднит его с ярославскими памятниками 1670-х и 1680-х: мощное пятиглавие и большие окна.

Это едва ли не первый в Ярославле храм, изначально крытый на четыре ската, а не позакомарно. Такое покрытие считалось более практичным, так как не давало скапливаться на крыше снегу, а также акцентировало вертикализм постройки.

В оформлении фасадов применены традиционные для Ярославля оконные наличники и ширинки (кессоны) с изразцовыми вставками, особенно многочисленные на паперти.

Последние три столетия

Стенопись храма выполнила в 1731 г. артель ярославских изографов во главе с Фёдором Фёдоровым. Эта работа характерна для позднейшей ярославской фресковой живописи, в упрощённой измельчённости её есть нечто от народного лубка.

Южный придел в 1781 г. перестроен под тёплую церковь Благовещения.

Помимо икон, в дореволюционном храме хранились серебряные кресты с мощами ярославских святых. Подробности жизни прихода раскрывает «Келейная запись» — храмовая летопись, которую в 1761—1825 гг. вёл священник Семён Егоров.

В начале XX в. приход Архангельского храма, некогда соборного, насчитывал всего 82 человека.

В 1924 г. церковь была закрыта и стала приходить в запустение. Драгоценная утварь и древние образы были расхищены; лишь немногие впоследствии отыскались в музеях.

Внутри церкви были устроены перегородки; огромный урон нанесён стенописи.

Отчасти утрачено изразцовое убранство паперти. Кирпичная ограда сохранилась, но без арочных ворот.

Возвращение храма в пользование РПЦ состоялось в 1994 г.

Сначала восстанавливалась тёплая церковь; холодный храм пока стоит закрытым на замок.

К 2000 году он был частично оштукатурен, были воссозданы витражные окна. Утраченная фреска над входом по состоянию на 2010 г. не восстанавливалась.

Каждый август церковь Михаила Архангела служит одной из площадок фестиваля хоровой и колокольной музыки «Преображение». Для демонстрации мастерства звонарей на территории храма устроена деревянная звонничка.

Полезная информация

Церковь Михаила Архангела
Архангельский собор
Михайловская церковь

Адрес и контакты

Ярославская область, г. Ярославль, ул. Первомайская, 67

Святыни

Архангельский собор в Ярославле был основан напротив Спасского монастыря ок. 1300 г. татарской царевной Анной Ногаевной в память о своем деде, императоре Михаиле VIII Палеологе.

До 1918 г. в храме сохранялись древние реликвии, подаренный Анной Ногаевной

  • образ Михаила Архангела византийского письма (ныне в Государственной Третьяковской галерее);
  • «осьмивершковый» образ Владимирской Богоматери в серебряной ризе над царскими воротами с пророческими видениями по углам;
  • икона Смоленской Богоматери, по догадке И. А. Тихомирова, привезённая Фёдором Чёрным из своего родного Смоленска «около 1283 г., во время его недолгого пребывания тамошним князем»;
  • икона Антония Великого из тёплой Благовещенской церкви считалась прежде храмовой, что свидетельствует о наличии некогда в церкви престола во имя этого святого.