Древнерусская народность

Согласно распространённой историографической концепции, единая этнокультурная и социальная общность, которая сформировалась в процессе этногенеза из восточнославянских племён в X—XIII вв. в Киевской Руси.

Киевская Русь в 1113-1194 гг.
pinterest button

В рамках этой концепции считается, что все три современных восточнославянских народа — белорусы, русские и украинцы — возникли в результате постепенного распада древнерусской народности после монгольского нашествия на Русь.

Концепция имеет как своих сторонников, так и противников.

История возникновения

Идея о единстве восточных славян в древнерусскую эпоху восходит к позднелетописным источникам и историческим сочинениям XVII в.

В Киевском синопсисе, авторство которого приписывают архимандриту Киево-Печерской лавры Иннокентию Гизелю, изложена концепция про древнее единство «русских народов», которая предопределила взгляды большинства историков XVIII и XIX вв. на всех восточных славян как на представителей единого русского народа.

В российской историографии XIX в. время от времени возникали споры относительно «первородства» и преимущества на наследие Киевской Руси, которые отдельные представители малороссов (Маркович, Максимович) или великороссов (Погодин) приписывали именно своей ветви.

Эти противоречия пытался сгладить Александр Пресняков, в 1907 г. утверждавший что у украинцев, русских и белорусов равные права на наследие Древней Руси, которая сформировала продолжавшую существовать новую «триединую» историческую народность («триединый русский народ»).

Параллельно, идея древнерусского единства поддерживалась и филологами, показавшими существования единого древнерусского языка, который распался впоследствии на несколько родственных языков. Наиболее влиятельные труды по этому вопросу принадлежат Александру Востокову, Измаилу Срезневскому, Алексею Соболевскому, Алексею Шахматову.

Киевская Русь в 1113-1194 гг.
pinterest button Киевская Русь в 1113—1194 гг.

В противовес данной концепции Михаил Грушевский ввёл в обиход тезис об отдельности этногенезов украинцев и русских. Этот взгляд стал доминирующим в историографии украинской диаспоры и получил некоторое распространение в современной украинской науке.

В своём современном виде, концепция возникла в советской историографии 1930-х, когда статус белорусов, русских и украинцев как трёх народов уже не подлежал сомнению. Советские учёные сформулировали Киевскую Русь как «общую колыбель» восточнославянских народов, которые образовались в XIV—XV в.

Борис Греков выдвинул предположение об этническом единстве восточных славян в предшествующую разделению эпоху. Теоретическое и фактическое наполнение оно обрело в 1940-е годы благодаря трудам украинца М. Петровского, россиян А. Удальцова и Владимира Мавродина. Именно Мавродину принадлежит авторство термина «древнерусская народность». Впервые он был употреблён в 1945 г. в монографии «Образование Древнерусского государства»...

Проблематика древнерусской народности пережила масштабную дискуссию в начале 1950-х гг. Она была обоснована Сергеем Токаревым, в её разработке также приняли участие археологи Пётр Третьяков и Борис Рыбаков.

Существенная роль в оформлении и дальнейшем развитии концепции признаётся за советским историком и историографом, специалистом по эпохе феодализма Львом Черепниным.

Тщательному анализу она была подвергнута также Петром Толочко, пришедшему к выводу о существовании единой древнерусской народности.

Полезная информация

Древнерусская народность или древнерусский этнос

Признаки единой народности

К признакам единства, которые позволяют говорить о единой народности, относят общность литературного и разговорного языка (при сохранении местных диалектов), общность территории, определённую экономическую общность, единство духовной и материальной культуры, общую религию, одинаковые традиции, обычаи и право, военное устройство, общую борьбу против внешних врагов, а также наличие сознания единства Руси.

Сторонники и противники

К славистам, которые в своих трудах также поддерживали концепцию древнерусской народности, относятся:

  • Дворниченко, Андрей Юрьевич
  • Загорульский, Эдуард Михайлович
  • Новосельцев, Анатолий Петрович
  • Пашуто, Владимир Терентьевич
  • Пчелов, Евгений Владимирович
  • Седов, Валентин Васильевич
  • Тихомиров Михаил Николаевич
  • Толочко, Пётр Петрович.
  • Флоря, Борис Николаевич
  • Фроянов, Игорь Яковлевич
  • Хорошкевич, Анна Леонидовна

К славистам, отрицающим существование единой древнерусской народности, относятся:

  • Брайчевский, Михаил Юлианович
  • Данилевский, Игорь Николаевич
  • Пивторак, Григорий Петрович
  • Штыхов, Георгий Васильевич