Сергий Радонежский

Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской.

«Труды Сергия Радонежского (триптих, центральная часть)»
pinterest button

Преподобный Сергий Радонежский — великий чудотворец, игумен земли Русской, родился 3 мая 1314 г. в селе Варницы близ Ростова Великого и был в крещении наречён Варфоломеем.

В возрасте 10 лет юного Варфоломея (буд. прп. Сергия) отдали обучаться грамоте в церковную школу вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром.

В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и увещевали, сам же он со слезами молился, но учёба вперед не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания прп. Сергия.

По заданию отца Варфоломей отправился в поле искать лошадей. Во время поисков отрок вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника, «святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного Ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами, молился».

Увидев его, Варфоломей сначала смиренно поклонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву.

Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?». Поклонившись до земли, отрок поведал ему своё горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.

Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «то тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания.

После этого старец хотел уйти, но Варфоломей молил его посетить дом его родителей.

За трапезой родители Варфоломея рассказали старцу многие знамения, сопровождавшие рождение сына их, и тот сказал: «знамением истинности моих слов будет для вас то, что после моего ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги.

И вот второе знамение вам и предсказание — отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь».

Сказав это, старец собрался уходить и напоследок промолвил: «Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей».

Около 1328 г. сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в г. Радонеж. После женитьбы старшего сына Стефана постаревшие родители приняли схиму в Хотьковском Покровском монастыре.

После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьковский Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан.

Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 г.) небольшую деревянную церковь во имя Св. Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Св. Троицы.

Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом.

Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха.

Через короткое время к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 г. оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева Лавра) и прп. Сергий был её вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354 г.), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием.

Запретив принимать подаяние, прп. Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример.

Постепенно слава прп. Сергия росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество.

Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь.

Слава прп. Сергия дошла даже до Царьграда: Вселенский Патриарх Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общежитие).

По этому совету и с благословения митрополита Алексея прп. Сергий ввёл в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях.

Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но прп. Сергий решительно отказался.

По словам одного современника, прп. Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя — в 1356 г., нижегородского — в 1365 г., рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича.

Отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к прп. Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение.

Благословляя его, прп. Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю.

Кроме Троице-Сергиева монастыря, прп. Сергий основал ещё несколько монастырей (Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников.

Более 40 обителей было основано его учениками: Саввой (Савво-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский) и др., а также его духовными собеседниками, такими, как Стефан Пермский.

Согласно житию, прп. Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его.

Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления.

Достигнув глубокой старости, прп. Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, прп. Никона. Накануне кончины прп. Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания:

25 сентября 1392 г. прп. Сергий скончался, а через 30 лет, 18 июля 1422 г. были обретены нетленными его мощи, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет; день 18 июля является одним из дней памяти святого.

В 1919 г., во время кампании по вскрытию мощей, мощи прп. Сергия Радонежского подвергались вскрытию в присутствии специальной комиссии с участием представителей церкви.

Останки прп. Сергия были найдены в виде костей, волос и фрагментов грубого монашеского одеяния, в котором он был похоронен .

В 1920—46 гг. мощи находились в музее, помещавшемся в здании Лавры. 20 апреля 1946 г. мощи прп. Сергия были возвращены церкви.

Годы жизни: 3 мая 1314 (дата условная)–25 сентября 1392

Полезная информация

Преподобный Се́ргий Ра́донежский
в миру Варфоломе́й

Житие

Наиболее известным источником сведений о прп. Сергии Радонежском, равно как и замечательным памятником древнерусской словесности, является Житие прп. Сергия, написанное в 1417—18 гг. его учеником Епифанием Премудрым, а в середине XV в. значительно переработанное и дополненное Пахомием Логофетом.