Буй

Синий цвет полотнища флага Буя — символ возвышенных устремлений, мышления, искренности и добродетели.

Город Буй. Слияние рек Кострома и Вёкса
pinterest button

Город Буй — районный центр Костромской области.

В городе находится административный центр Буйского муниципального района, причём город Буй входит в самостоятельное муниципальное образование в составе Костромской области — городской округ город Буй.

География

Город расположен в Верхнем Заволжье на левом берегу реки Костромы (пристань) при устье реки Вёксы, в 103 км к северо-востоку от Костромы.

Железнодорожный узел Северной железной дороги.

Городская символика

Флаг Буя — официальный символ городского округа город Буй.

Флаг утверждён 26 августа 2005 г. и внесён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации с присвоением регистрационного номера 2033.

Флаг Буя

Описание

Обоснование символики

Название города отражено на флаге главными фигурами из гербовой композиции города — буя и якоря.

Буй — сигнальный плавучий знак (поплавок) для ограждения фарватера, обозначения отмели, местоположения якоря. Вместе с тем слово «буй» означает место, открытое ветрам; по другой версии — стан, место, где жили люди.

Якорь — одна из древнейших эмблем человечества, символ надежды — означает помощь в минуту опасности.

Белый цвет (серебро) — символ веры, чистоты, искренности, чистосердечности, благородства, откровенности и невинности.

Жёлтый цвет (золото) — символ высшей ценности, богатства, величия, постоянства, прочности, силы, великодушия, интеллекта и солнечного света.

Синий цвет полотнища указывает на географическое расположение Буя в Верхнем Заволжье. Синий цвет — символ возвышенных устремлений, мышления, искренности и добродетели.

История

Буй был заложен в 1536 г. по приказу Елены Глинской, матери Ивана Грозного, как крепость, защищавшая восточные рубежи Московского государства от набегов казанских татар, мордвы и черемисов.

Распространённая версия происхождения названия: открытое высокое место; площадь около церкви с домами для причта; кладбище.

Однако уже через 20 лет после своей постройки город потерял всякое военное значение — Казань была взята, набеги прекратились. Какой-то важной потребности, кроме почтовой, иметь ещё один город в 40 верстах от древнего Галича не было.

В 1587 г. в Буй были сосланы князья Василий и Александр Шуйские.

С 1778 г. — уездный город. В 1796—1802 при Павле I город был заштатным.

За первые три с половиной века число его жителей едва перевалило за 2 тысячи человек.

За исключением чиновников и священников, большинство жителей составляли крестьяне, занимавшиеся каким-либо ремесленным промыслом.

Ремесло было самым разнообразным: гончарное, скобяное, кожевенное, валяное, шерстяное, столярное, малярное, кузнечное, маслобойное и пр. (всего около 30 наименований по фискальному учёту середины XIX века).

Общим признаком был его кустарный характер и низкое качество. Поэтому рынок сбыта был исключительно местным. Даже вывоз продукции в соседние районы считался коммерческой удачей.

Исключением являлась продукция винокуренного завода А. Ф. Кудрявцева: силами всего 40 работников производилось ежегодно 600 тыс. литров водки (до 50 л в день на 1 рабочего; между прочим, зарплату они получали натурой — вёдрами водки).

Благодаря мягкой болотной воде, продукция завода была очень высокого качества и находила сбыт даже в столицах.

Почти все население уезда проживало тогда в деревнях — раз в 30 больше, чем в городе.

Начиная с середины XIX в. в уезде, как и в целом по стране, начался быстрый рост численности населения.

За 60 лет, с 1858 г. по 1917 г., число жителей уезда выросло с 55 494 чел. до 92 227 чел.

После этого времени численность стала неуклонно падать, а учёт её вестись округлённо, с точностью до тысячи. Теперь в районе живёт только 41 000 жителей.

А в сельской местности — всего около 8800 человек.

Плотность сельского населения уезда составлявшая некогда от 16 до 27 чел./км², сейчас составляет всего 2,7 — т. е. ровно в десять раз меньше.

В начале XX в. судьба города круто изменилась. Через него началось строительство железнодорожной ветки из Петербурга и Вологды на Вятку и далее в Сибирь (Северное направление Великого Сибирского пути (Cеверный Транссиб), позже Северная железная дорога). Одновременно с юга через Данилов подошла железнодорожная ветка от Ярославля.

В августе 1905 г. по реке Костроме в Буй на баржах прибыли паровозы серии ОВ и ОД, которые стали водить поезда на открывшемся 12-м участке тяги (Буйском участке) Северной железной дороги.

В конце сентября 1905 г. заканчивается строительство станции Буй (первый начальник — инженер Сергей Петрович Плотников, приехавший из Ярославля).

1 октября 1905 г. открывается паровозное депо. 26 ноября 1906 г. со станции Буй впервые отправился поезд в восточном направлении Транссиба до станции Галич. С этого времени Буй стал узловой железнодорожной станцией.

Открытие прямого железнодорожного сообщения с Санкт-Петербургом и Москвой крайне благоприятно сказалось на развитии города.

За десятилетие численность выросла более чем вдвое и к 1917 г. уже составила 7000 человек. Вместе с железной дорогой стала развиваться и промышленность. Прежде всего — лесная, которая стала основной индустрией района.

В 1915 г. был перестроен винокуренный завод: на его основе были оборудованы цеха химического завода Виленского товарищества. Железная дорога задала и градостроительные тенденции, поскольку основное развитие города шло вдоль неё.

В эти годы общественными и жилыми зданиями активно застраивается центральная часть города (здания Торговых рядов, Дворянского собрания, земской больницы, гимназии и др.).

В 1925 г. ВЦИК утвердил новое территориально-административное деление: город Буй был включён в число городов Костромской губернии.

В городе появляются небольшие промышленные предприятия и объединения, строятся жилые дома и объекты соцкультбыта. С 1929 по 1944 гг. после упразднения Костромской губернии город входит в состав Ярославской области.

1 мая 1931 г. открылось движение поездов на Данилов по новому железнодорожному мосту через р. Кострому.

В 1932 г. вступает в строй автоматическая блокировка станций и перегонов.

С 1940 г. станция Буй стала обходиться без стрелочников: вступила в строй электрическая централизация стрелок и сигналов.

На фронтах Великой Отечественной войны сражалось более 15 тысяч буевлян, половина из них не вернулась домой.

Как важнейший железнодорожный узел Буй в течение всей войны обеспечивал военные перевозки.

В городе работали два эвакуационных госпиталя, велась подготовка медицинских сестер. 12-ти буевлянам присвоено звание Героя Советского Союза, около 4 тысяч награждены орденами и медалями.

6 мая 1954 г. бригадой машинистов станции Буй был проведен первый тяжеловесный состав на паровозной тяге. В 1962 г. локомотивное депо Буй перешло на тепловозный вид тяги. 29 декабря 1968 года со станции Буй отправился первый электровоз под управлением машиниста В. Баранова.

В 1963 г. город был подключён к государственной энергосистеме, к 1968 году в основном было закончено строительство городской водопроводной и канализационной сети, началась газификация жилых домов.

В 1970-х гг. строятся городская больница, расширяется сеть культурных учреждений, открывается городской музей, организуются городские зоны отдыха и т. д.

 Климат

  • Среднегодовая температура воздуха — 3,7 °C
  • Относительная влажность воздуха — 78,9 %
  • Средняя скорость ветра — 1,8 м/с
Климат Буя
ПоказательЯнвФевМарАпрМайИюнИюлАвгСенОктНояДекГод
Средняя температура, °C−10,5−9,6−3,54,611,316,118,315,29,93,5−4,1−8,33,7
Источник: NASA. База данных RETScreen

Население

Численность населения по годам (тыс. жит.)

Год18971959196719701970198919921996199820002001200320052010
Тыс.жит.2,627,22529,228,232,732,829,329,228,828,527,426,525,3

Современный город

Заводы: химический, лесопильный. Фабрики: швейная, мебельная. Предприятия пищевой промышленности (мясокомбинат, пекарни). Вблизи города планируется строительство Центральной (Костромской) атомной электростанции.

Развита лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (ОАО «Лесопромышленная холдинговая компания „Буйлеспром“»; «Холдинговая компания „Планета землян“» в состав которой входят предприятия ОАО «Буйский химический завод», ООО «БХЗ-Агро», ЗАО «Эско»).

Образование: школы № 1, 2, 5, 7, 9, 13 имени Р. А. Наумова, 37, школа-интернат, сельскохозяйственный техникум, училище искусств, профессиональное училище № 8, художественная школа, музыкальная школа.

Культура: Дворец культуры железнодорожников, социально-культурный центр «Луч», краеведческий музей им. Т. В. Ольховик, Центральная городская библиотека, Библиотека № 1 за р. Векса, Дом ремесел.

Спорт: Спортивно-оздоровительный комплекс «Спартак», стадион «Локомотив», крытый хоккейный каток с искусственным льдом («Арена ПЛАНЕТА»), детско-юношесткая спортивная школа.

Средства массовой информации: Медиа-группа «Вариант» («Русское радио» FM 100.5, «ТВ-21 Буй», газета «Буй сегодня»), ТРК «Буй-ТВ», радио «Ретро FM» FM 103.9, радио «Юмор FM» FM 105.5, «Газета моего города», газета «Буйская правда».

Градостроительство и архитектура

В городе насчитывается 3 объекта, входящие в перечень объектов культурного наследия федерального значения:

  • земляной крепостной вал (1536);
    старое городище (XV—XVII вв.);
    вал и ров (1536,

и 31 — в список объектов регионального значения—  церкви, общественные и жилые постройки, в том числе ансамбль станции Буй и главное локомотивное депо (нач. XX в.).

Основан: 1536, город с 1719

Население: 25,3 тыс. чел. человек (2010)

Телефонный код: +7 49435

Время: UTC+4

Полезная информация

Буй
Жители Буя: буевляне
Автомобильный код: 44

admbuy.ru

Что посмотреть

Время на осмотр

2.5 часа на город, окрестности еще 2.5 часа.

Зачем ехать в Буй

Небольшой городок русского Севера с тихой размеренной жизнью, сохранившимися памятниками архитектуры и живописными пейзажами подойдет для отдыха от столичной суеты.

Буй производит впечатление очень ухоженного города, большинство зданий недавно отремонтированы и покрашены довольно яркими красками.

Ориентиры

Старая часть города расположена левее вокзала, если стоять к нему спиной; пройдя минут 15, вы доберетесь до площади Революции и стрелки рек Костромы и Вексы, на которой находится церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Автовокзал расположен в одном здании с железнодорожным вокзалом.

Типовые пятиэтажки на улицах города соседствуют с бревенчатыми избами, кое-где попадаются купеческие дома XIX века.

Наиболее живописное место — старое городище на стрелке рек Костромы и Вексы.