Велес

Велес — божество в древнерусском языческом пантеоне, «скотий бог», покровитель сказителей и поэзии.

Велес (за фигурой лежащего татарина)
pinterest button

Согласно теории «основного мифа» — одно из центральных божеств в славянской мифологии, Змей-антагонист Громовержца Перуна.

Л. Нидерле, А. Л. Погодин, В. Й. Мансикка, М. Фасмер и Л. С. Клейн отделяют Велеса от Волоса.

Этимология имени Велес точно не выяснена. М. Фасмер предполагал связь Велес с велий (великий) по той же модели, что белесый ← белый.

Функции божества

Сельскохозяйственные функции Велеса прослеживаются в обычае оставлять ему в дар несжатыми так называемых волоти, несколько стеблей злаков. Эта жертва называется «Волосовой бородкой».

Культ Велеса, наряду с культом Перуна, считается частью исследователей древнейшим общеславянским; имена этих божеств реконструируются на праславянском уровне.

Имеются элементы системного противопоставления двух главных богов.

Так, в договоре Руси с Византией 907 г. Велес (называемый в Повести временных лет Волос) соотносится с золотом, а Перун — с оружием. В иных источниках они также противопоставляются:

С именем Велеса у славян связывалось звёздное скопление Плеяд (др. -рус. Волосыни, болг. Власците, серб. Влашићи).

В Слове о полку Игореве древний песнотворец Боян называется «Велесовым внуком»:

Этот эпитет может говорить о функции Велеса как Бога мудрости, поэзии и обрядовой песни (издатели «Слова» усматривали здесь параллель со «скотьими» функциями Велеса и делали вывод о культе священного поэтического животного, подобного Пегасу).

Мифы

Велес в карпатской легенде посылает одноглазого демона Сыроеда, от взгляда которого пересыхает река Велесница.

Она пробивается в другом месте, но в ней заводится змей-людоед, которого люди с трудом одолевают. Вила Вела затворяет источники вод.

Идолы и капища Велеса

В Киеве идол Перуна стоял на горе (и затем входил в состав воздвигнутого князем Владимиром в 978 г. пантеона), а идол Велеса находился в Киеве «под горой», вероятно, на киевском Подоле, в нижней части города, то есть в торгово-ремесленной части Киева у пристани на реке Почайне.

В «Житии Владимира» говорится, что этот идол был свержен во время крещения Руси в 988 г.:

Среди шести богов киевского княжеского пантеона Велеса, несмотря на древность и всеобщесть его культа, не было.

Похожая картина с «верхом» и «низом» имеется в Македонии, где есть город Велес, расположенный под холмом Ильи-пророка (перенявшего у Перуна функции громовержца), и в Хорватии, где есть посёлок Волоско под горой Перун.

Это находило отражение и в социальном плане их культа: Велес считался богом «всей Руси», а Перун — преимущественно богом княжеской дружины.

В Ростове идол Велеса ещё в XI веке стоял на Чудском конце города. Об этом сказано в житии Авраамия Ростовского: «Чудский конец поклонялся идолу каменну, Велесу».

Город Ярославль по позднему преданию сомнительной достоверности (впервые записанному в 1781 г.) был основан в 1010 г. на месте храма Медвежий Угол, который был посвящен Велесу, и в котором волхвы содержали священного медведя.

Князь Ярослав Мудрый, правивший в Ростове, убил медведя и разогнал волхвов.

Согласно поздней литературной легенде, идолу Велеса поклонялось племя ильменских словен.

В составленном в XVII в. рассказе о грамоте Александра Македонского, якобы данной предкам словен, говорится:

В Великом Новгороде есть Церковь Власия, стоящая на Волосовой улице.

Существует мнение, что именно на этом месте было капище Велеса. Возможно также, что оно располагалось на Перыни (юго-западное из трёх капищ), где позже была построена церковь, как полагает Б. А. Рыбаков, в честь св. Николая.

Сохранились капища Велеса в Волосовском районе Ленинградской области и Павлоградском районе Днепропетровской области.

По имени Велеса, по мнению некоторых исследователей, назван город Волосово.

Параллели в сравнительной мифологии

Праславянские формы *Velsъ, *Volsъ можно сопоставить с балтийским именем бога загробного мира Вяльнаса.

В ведической мифологии с Велесом сближают демона Валу, пожирающего скот.

Согласно В. В. Иванову и В. Н. Топорову, в реконструируемом «основном мифе» Велес был противником Перуна-громовержца, похищающим его стада́.

Велес или Волос, соответствует богу скандинавской мифологии Одину (Вотану), об этом говорит историк А Платов.

Полезная информация

Велес
Волос
др.-рус. Велесъ, Волосъ

Пережитки культа Велеса у славян

Христианская традиция не полностью ассимилировала образ Велеса. Сохранилось представление о нём как о злом духе, чёрте: русские диалектные ёлс, волосатик, волосень — «нечистый дух, чёрт», чеш. Veles — «злой дух, демон» (XVI—XVII в.).

Часть функций Велеса взял на себя св. Николай Чудотворец, который покровительствовал богатству и торговле, а также считался в представлении русских хозяином подземного и морского миров.

В христианскую эпоху Велес, благодаря звуковой близости имён и совпадению некоторых черт культа, слился с христианским святым Власием, покровителем скота.

Вариант Волос осознавался как полногласный вариант к Власий.

Уже в третьей четверти XI в. в берестяной грамоте церковного содержания в перечне святых фигурирует Волос.

Во вкладной грамоте Варлаама Хутынского (конец XII века) фигурирует человек по имени Волос — неясно, это дохристианское имя или уже просто то же, что Влас.

Остатки культа Велеса (обычно в синкретичном виде с культом святого Власия) сохранились на русском Севере, где известны идолы Велеса/Волоса и предания о капищах в честь него; для реконструкции культа имеют значение народные иконы св. Власия, фольклорные молитвы и заговоры с его именем.

Его культ иногда сближается с культом медведя как «хозяина» животных. В связи с этим следует отметить, что медвежий культ Велеса или его балтского аналога существовал у днепровских балтов железного века, в том числе в юхновской культуре.

Сохранилась русская народная сказка, где медведь предстает в виде демонического лесного царя, собирающего дань с людей.

Велес в неоязычестве

В современном славянском неоязычестве — родноверии — Велес иногда трактуется как бог мудрости.

Велес ассоциируется с германским Вотаном.

  • В XX веке получила известность популярная среди неоязычников Велесова книга («Влесова»).

В массовой культуре

  • У группы Butterfly Temple есть альбом «Велес» с одноимённой песней, так же у этой группы есть альбом «Книга Велеса».
  • Московская фолк метал группа Аркона каждый год проводит концерты в честь Велеса, которые имеют название «Ночь Велесова». Также группа выпустила одноименный концертный DVD.
  • Одна из песен группы «Волколак» на альбоме «Слава Яриле» называется «Велес и воин».
  • У группы «Громовник» есть песня «Веда Велеса».
  • В фильме «Легенда о Кащее» роль Велеса играет Валерий Золотухин, примечательно, что позднее в фильме «Ярослав. Тысячу лет назад» он сыграл роль жреца этого бога.
  • В Брянске есть ночной клуб «Велес».
  • У киевского композитора Сергея Ярунского есть музыкальный цикл «Книга Велеса» (1988-2009).
  • Московская фолк-металл группа называется Велес.
  • В британском сериале 2010 года «The Deep» фигурирует русское подводное судно под названием «Volos».