Церковь Богоявления Господня

Комплекс (кон. 17в, сер. 19, кон 19-нач. 20) 1683—1687ул. Подбельского 1.Важнейший архитектурный комплекс, расположенный в самом центре города. Включает различные по художественной ценности памятники, среди которых наиболее значительна Богоявленская церковь – самая ранняя сохранившаяся в Галиче постройка.Первое документальное свидетельство о церкви относиться к 1-й половине 17 века. В писцовой книге (около 1635 г) упоминаются две […]

Церковь Богоявления Господня

Комплекс (кон. 17в, сер. 19, кон 19-нач. 20) 1683—1687
ул. Подбельского 1.

Важнейший архитектурный комплекс, расположенный в самом центре города. Включает различные по художественной ценности памятники, среди которых наиболее значительна Богоявленская церковь – самая ранняя сохранившаяся в Галиче постройка.

Первое документальное свидетельство о церкви относиться к 1-й половине 17 века. В писцовой книге (около 1635 г) упоминаются две деревянные приходские церкви: Богоявления с Никольским приделом и Георгиевская в приделом Зосимы и Савватия на полатях (т.е. на хорах). Разрешение на строительство существующей кирпичной теплой церкви с престолами во имя Николая Чудотворца и Георгия Победоносца в нижнем этаже и Богоявления и Зосимы и Савватия в верхнем было дано в 1683 году.

К 1687 году здание было, видимо выстроено, так как по указу патриарха «новостроенные церкви Богоявления да Николая чудотв.» велено было освятить. Однако в 1687 году была освящена лишь нижняя церковь, отделка верхней не была еще завершена. Освящение последней затянулось и состоялось лишь в 1710 г.

Западнее храма находилась отдельно стоящая шатровая колокольня, очевидно, одновременная ему. Вторая Богоявленская (холодная) церковь, построенная в 1758 году. Располагалась к югу от колокольни. Этот храм отличался развитой ярусной композицией с двумя световыми восьмериками на высоком четверике. Декор, очевидно, тяготел к традиционным формам 17 века. В одних литературных источниках 19-нач. 20 века упоминается о существовании здесь в 18 веке мужского монастыря, в других – женского с богадельней.

В 1930-е годы сломаны холодная церковь и колокольня. В тот же период значительные искажения претерпела архитектура теплой церкви, но при реставрации 1970-80-х гг ей был в основном возвращен первоначальный облик: восстановлено пятиглавие, выложены проемы и воссоздан декор нижнего яруса.

Кирпичная оштукатуренная теплая церковь по своим архитектурным формам характерна для приходских посадских храмов 17 в., но отличается необычной структурой внутреннего пространства. Ядром продольно-осевой композиции является поперечно вытянутый (по оси север-юр) двухэтажный четверик, завершенный небольшим пятиглавием. Цилиндрические глухие барабаны (центральный несколько крупнее угловых) увенчаны луковичными главками. Прямоугольная в плане двухэтажная апсида с востока имеет полукруглый выступ.

Одноэтажная трапезная, ширина которой равна длине четверка, завершена вальмовой кровлей с двумя небольшими главами над придельными алтарями. Четверик храма только на южном фасаде сохранил первоначальный облик (частично воссоздан при реставрации). Композиция в две оси окон имеет уравновешенный характер и в целом отличается четкими вертикальными и горизонтальными членениями. Углы фасада закреплены широкими лопатками, стена разделена междуэтажным профилированным карнизом.

Отсутствие западной лопатки на первом этаже сообщает композиции асимметричный акцент, который усиливают сдвинутые к центру сдвоенные полуколонки с выпущенным между ними углом. Арочные окна обоих этажей обрамлены колончатыми наличниками с сандриками. На первом этаже один из проемов увенчан треугольным сандриком, другой – лучковым. Оба верхних окна имеют треугольные сандрики, которые прерывают паребрик и врезаются в полукруглые кокошники, завершающие плоскость стены.

Аналогичные пояса кокошников и поребрика расположены на всех фасадах четверика. На северном фасаде остальной декор срублен, окна первого этажа растесаны. На втором этаже находится два арочных проема (к одному из них – входу в верхнее помещение храма – ведет наружная лестница).

В апсиде арочные окна второго этажа оформлены наличниками с муфтированными колонками. В трапезной окна имеют аналогичные четверику формы и декор с чередующимися треугольными и лучковыми сандриками.

На первом этаже четверик храма перекрыт лотковым сводом с распалубками над окнами. Три узких проема соединяют помещение с апсидой, перекрытой конхой. В трапезной два прямоугольных в плане столпа несут систему Коробовых сводов с распалубками. На втором этаже в храме и апсиде применены своды, аналогичные первому этажу.

Источник фото
Источник информации
Точка на карте