Церковь Николы Надеина

Старейший из сохранившихся каменных памятников архитектуры ярославской школы зодчества XVII в.

Церковь Николы Надеина
pinterest button

Церковь Николы Надеина была построена в 1620-22 гг. Она возводилась на средства «гостя государственной сотни», купца Епифания Андреевича ( по прозванию Надея) Светешникова, по имени которого и получила свое название.

Надей Светешников был частым гостем на московских царских приёмах и имел торговые дела и промыслы по всей России. Он был одним из самых богатых людей Московской Руси.

Купец Надея Светешников — не только заложил церковь, но и дал начало новой традиции. Жители города, сначала богатые купеческие династии, а затем и ремесленные слободы, строили великолепные каменные храмы, соревнуясь, чья приходская церковь будет больше, богаче, красивее.

Церковь Николы Надеина — первый после Смутного времени каменный посадский храм, заложивший основы самобытной ярославской школы культового зодчества XVII в.

По преданию, церковь была заложена на крутом берегу Волги, в том месте, где к берегу волной прибило икону Николая Чудотворца.

Церковь Николы Надеина. Ярославль, 1910 г.
pinterest button Церковь Николы Надеина. Ярославль, 1910 г.

Внутри церковь состоит из двух частей — основного объёма храма Николая Чудотворца и Благовещенского придела. В придел раньше вёл отдельный вход, поскольку этот храм служил домовой церковью Светешниковых.

Подклет церкви служил усыпальницей семьи Светешниковых.

Росписи

В 1640—1641 гг. церковь была расписана артелью мастеров во главе с известным художником XVII в. Любимом Агеевым, о чем свидетельствует надпись на западном столбе. В куполе изображен Христос Вседержитель, на сводах — евангельские сцены и редкая в то время композиция «София — премудрость Божия», на столбах изображены святые, князья и цари. Основные композиции, расположенные в три яруса на стенах, исполнены на тему жития Николая Чудотворца, нижний ярус — орнаментальный. Каждая сцена обособлена от другой.

В декоративных архитектурных фонах и разработке одеяний уже чувствуется стремление к узорочью, которое станет основным направлением живописи втор. пол. XVII в. Подробно изображены сцены, где Никола оказывает помощь бедным, спасает младенца, возвращает зрение сербскому царю Стефану. В Благовещенском приделе написаны богородичные сцены. На паперти изображены многочисленные библейские композиции и «Страшный суд».

Колокольня

Колокольня церкви Николы Надеина — невысокая шатровая колокольня, под которой располагался отдельный вход в северный, Благовещенский придел, удачно дополняла церковь Николы Надеина. В 1695 г. колокольня надстраивается восьмигранным ярусом с шатром, закладываются арки галерей, расширяются окна. В к. XVII нач. XVIII вв. пристраивается южный придел, позакомарное покрытие заменяется четырехскатным.

В XVIII в. переделана в стиле барокко центральная глава (в настоящее время реставрирована), в 1836 г. разобраны четыре боковые главки.

Иконостас

Выдающимся произведением декоративного искусства является резной золоченый иконостас 1751 г., согласно преданию выполнен по рисунку основателя первого русского театра Фёдора Волкова. Это произведение в стиле барокко с великолепной пышной золоченой резьбой. Особенно впечатляют царские врата, украшенные рельефной композицией «Тайная вечеря» и оформленные в виде театральной сцены в обрамлении драпировок. Иконы в основном XVII в., но есть и несколько ранних XVI в.

К николонадеинскому приходу также относилась церковь Рождества Иоанна Предтечи, изначально двухшатровая, затем много раз перестраивавшаяся. В советский период она была снесена.

Полезная информация

Це́рковь Нико́лы Наде́ина

Часы работы

  • 10.00–17.00, без обеда
  • выходные: ср, чт, дождливые дни

Адрес и контакты

Ярославская область, Ярославский район, г. Ярославль, Народный переулок, 2-а

Статус

В церкви Николы Надеина расположен филиал музея-заповедника.

По договору о совместном пользовании между Ярославским музеем-заповедником и Ярославской епархией Русской православной церкви Московского Патриархата в церкви  Николы Надеина производятся службы.