Икона «Преображение»

«Преображение» — храмовая икона Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском.

Школа Феофана Грека. Преображение Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор.
pinterest button

Написание иконы связывают с восстановлением собора московскими князьями; время создания — около 1408 г.

Автором считают самого Феофана Грека или художника из его мастерской.

Доска липовая, паволока, левкас, яичная темпера, 184×134 см. Хранится в Третьяковской галерее.

Описание

Икона написана под влиянием современных ей образцов византийской живописи.

В соответствии с евангельским рассказом на иконе представлены гора Фавор и на её вершине — преобразившийся Христос в белых одеждах, окружённый сиянием. Рядом с ним — ветхозаветные пророки Илья и Моисей, внизу — павшие на землю апостолы Пётр, Иаков и Иоанн Богослов, бывшие свидетелями чуда.

В средней части иконы изображены две группы апостолов с Христом, поднимающиеся на Фаворскую гору и спускающиеся с неё.

К числу редких иконографических особенностей относятся изображения ангелов, несущих на облаках пророков Илью и Моисея.

Тема Божественного света — одна из главных тем «Преображения». Она последовательно прослеживается в богословских толкованиях евангельского сюжета и в праздничных богослужебных текстах:

В соответствии с мистическими толкованиями Преображение Христа на Фаворской горе указывало людям путь приобщения к Божественной славе.

Школа Феофана Грека. Преображение Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор.
pinterest button Школа Феофана Грека. Преображение Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор.

Композиция иконы вытянута в высоту, что создаёт ощущение пространственного перепада между верхней и нижней зонами, миром «горним» и миром «дольним».

Вместе с тем противоположность земного и Небесного преодолевается с помощью света, пронизывающего всё пространство иконы, широкими сияющими плоскостями ложащегося на горки и одежды апостолов, вспыхивающего яркими бликами на их ликах.

Живопись одежд и пейзажного фона в иконе — свободная, прозрачная. Сквозь основной цвет просвечивает более тёмный, эскизный по своему характеру подготовительный рисунок, которой не всегда совпадает с последующей живописной проработкой (эту особенность можно видеть также в несовпадении рисунка и живописи рук у падающих ниц апостолов).