Елизаветинское барокко

Елизаветинское барокко — термин для обозначения архитектуры русского барокко эпохи Елизаветы Петровны (1741-61).

Смольный собор (арх. Ф.Б. Растрелли)
pinterest button

Крупнейшим представителем этого направления был Ф. Б. Растрелли, откуда второе название этого извода барокко — «растреллиевское».

В отличие от предшествующего ему петровского барокко, елизаветинское барокко знало и ценило достижения московского барокко конца XVII–начало XVIII вв., удержав сущностные для русской храмовой традиции элементы (крестово-купольная схема, луковичные или грушевидные пятиглавия).

Елизаветинское барокко (иногда от него отделяют «аннинское», однако различие между ними условно) тяготело к созданию героизированных образов с целью прославления могущества Российской империи.

Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях — Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф.

Бартоломео Франческо Растрелли
pinterest button Бартоломео Франческо Растрелли Lucas Conrad Pfanzelt (1716-1788), Public Domain

Растрелли свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трехцветный окрас фасадов с применением золота.

Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII в.

Зеркальная зала Екатерининского дворца
pinterest button Зеркальная зала Екатерининского дворца Morburre, CC BY-SA 3.0

Самобытную страницу елизаветинского барокко представляет творчество московских архитекторов середины XVIII в. — во главе с Д. В. Ухтомским и И. Ф. Мичуриным.

В Петербурге при Елизавете Петровне трудилась плеяда отечественных зодчих — крепостной архитектор Ф. С. Аргунов, С. И. Чевакинский, А. В. Квасов и др. На храмовой архитектуре специализировался итальянец П. А. Трезини.

За исключением украинских построек А. В. Квасова, А. Ринальди, Г. И. Шеделя, елизаветинское барокко осталось стилем столичным и мало затронуло русскую провинцию.

Екатерининский собор (арх. А. Ринальди)
pinterest button Екатерининский собор (арх. А. Ринальди) Serko, Public Domain

После смерти Елизаветы Петровны основные строительные заказы были переданы итальянцу Антонио Ринальди, который прежде работал для «молодого двора» в Ораниенбауме. Он отказался от грандиозности растреллиевских начинаний и привнёс в придворное зодчество элементы камерного стиля рококо.

В продолжение 1760-х Ринальди, как и другие ведущие архитекторы, преодолел притяжение отживавшего свой век барокко и приступил к освоению эстетики классицизма.

Полезная информация

елизаветинское барокко
растреллиевское барокко
аннинское барокко

Архитектурно-декоративные системы восточноевропейского барокко

Сарматское барокко 

  • Украинское барокко
  • Виленское барокко

Русское барокко

  • Московское
  • Петровское
  • Елизаветинское
  • Сибирское

Нарышкинский стиль

  • Строгановский стиль
  • Голицынский стиль