Паперть

Паперть, будучи первым храмовым возвышением, знаменует собой духовную высоту Церкви по отношению к миру.

Паперть собора Николая Чудотворца. Свято-Никольский женский монастырь, Переславль-Залесский
pinterest button

Раньше

Паперть — непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором храма, на которой в первые века христианства стояли плачущие и кающиеся.

В середине паперти устраивался бассейн с водой, в котором верующие умывали лицо и руки прежде, чем входили в церковь.

Сейчас

В настоящее время в православных храмах паперть представляет собой площадку перед входными дверями храма, к которой ведут несколько ступеней и на которой, как и в древности, стоят нищие, просящие подаяние у прихожан.

На паперть выходят люди перед пострижением в монахи, в знак отречения от мира.

История и исследования

Понятие «непокрытой паперти», применительно к храмам XV-XVII вв., могло появиться в России не ранее начала XVIII в., после появления таких папертей на российских храмах.

До конца XVII в. подобные храмы с папертями без крыш в России неизвестны. Ранее к таковым ошибочно относили церковь Вознесения в Коломенском, Успенский собор в Дмитрове, церковь Петра митрополита в Переславле-Залесском и все остальные.

В своей монографии А. Л. Баталов оставил этот вопрос без достаточного внимания. Для него уже этого вопроса не было: паперти были всегда крытые. Однако после первой реплики Н. В. Султанова в 1897 г. в защиту первоначальности второго яруса галерей Благовещенского собора в Московском Кремле, об этой реплике забыли до начала 1960-х, когда архитектор Н. Н. Свешников обнаружил первоначальную западную паперть Спасо-Преображенского собора 1490-х Новоспасского монастыря. Работавшая с Н. Н. Свешниковым Е. Р. Куницкая тогда же написала записку о первоначальности папертей Успенского собора в Дмитрове, но не сделала к этому заявлению обоснования, после публикации Каталога памятников архитектуры Московской области в 1975 г. о своей датировке не вспоминала.

Первой в публикации к первоначальному строительству отнесла паперти собора Спасского монастыря в Ярославле Е. М. Караваева. Однако в русле ошибочной и уже устаревшей теории при реставрации Преображенской (Троицкой) церкви в Больших Вяземах (ВПНРК-ЦНРПМ) первоначальные столбы с крышей были разобраны.

В 1970-х к первоначальному строительству отнесены паперти церкви Вознесения в Коломенском. В 1974 г. В. И. Федоров снова вернулся к первоначальной султановской датировке папертей Благовещенского собора Московского Кремля. Но в 1975 г. вышел Каталог памятников Московской области, в котором снова опубликованы неверные датировки папертей.

В 1976 г. комиссия архитекторов обследовала паперти церкви в Вяземах и установила факт недобросовестного исследования, приведшего к уничтожению второго яруса паперти Преображенской (Троицкой) церкви в Больших Вяземах.

В 1976 г. установлена первоначальность папертей Успенского собора в Дмитрове. Затем паперти церкви Петра митрополита в Переславле Залесском, в начале 1980-х паперти Покровского собора и Успенской церкви Александровой слободы.

Инициатором исследования папертей с середины 1970-х и в последующие годы был архитектор Кавельмахер В. В. Но С. С. Подъяпольский не признавал первоначальности второго яруса папертей церкви Вознесения в Коломенском.

В 1998 г. под редакцией Е. Н. Подъяпольской вышло второе издание «Каталога памятников архитектуры Московской области», где она пишет о первоначально построенных двухъярусных папертях, в частности на Успенском соборе в Дмитрове. Но ученики С. С. Подъяпольского, архитекторы, проводившие работы на церкви Вознесения в 2001–07 гг., до сих пор относят первоначальные столбы с кровлями к поздним переделкам и сохранили их лишь из чисто практических соображений.

Полезная информация

Па́перть
внешний притвор
греч. ατριον
лат. atrium, impluvium, pars aperta
слово «паперть» могло произойти от лат. pauper — бедный.