Золотой век Ярославля (XVII в.)

XVII в. называют Золотым веком в истории Ярославля.

Церковь Богоявления (1684-93) в 2009 г.
pinterest button
  • Исторический период XVII в.

Уже после походов Ивана Грозного на Казань и Астрахань сложились благоприятные условия для расширения торговых связей на Волге со странами Востока и Европы.

Ярославль лучше других городов воспользовался своим удачным расположением.

Ярославль быстро отошёл от последствий Смуты.

Он развился в крупный торговый и ремесленный центр.

Если в 1614 г. было около 900 населённых дворов, то к середине XVII в. их было уже 2 тыс. и в них проживало 15 тыс. человек — больше тогда было только в Москве.

Торговля и ремёсла

Город стал одним из главных центров торговли, т.к. находился на перекрёстке речных путей, связывавших Москву, Западную Европу и страны Ближнего Востока.

Для торговли с Индией и Персией английские купцы выбрали Ярославль своей торговой базой и построили здесь невиданное ранее судно водоизмещением 52 т.

Росло влияние купечества — в Ярославле проживала шестая часть наиболее влиятельного купечества Руси — «гостей государевой сотни», в руках которых сосредоточивалась иностранная торговля со странами Запада и Востока, за ними в середине XVII в. в городе числилось уже 15 дворов, тогда как в 1614 г. — только 4.

Во второй половине XVII в. было около 1200 ремесленников более 100 специальностей 17 отраслей, особенно выделялось кожевенное производство (около трети ремесленников).

Производились металлические (в конце века работало свыше 50 кузниц) и глиняные изделия, шерстяные и льняные ткани. По прежнему была развита рыбная ловля.

Рыбы в Волге было столько, что осетров ловили только ради икры.

Почти четверть всей площади Земляного города занимала торговая территория — от Волги до церкви Спаса на Городу, также торговля велась около Спасского монастыря и в слободах.

Административное деление

В XVI—XVII вв. осваивались земли за Которослью — слободы Толчково, Коровницкая, Ямская, Тропино, Шилово и др.

Административно Ярославль делился на 7 сотен (Городовая, Сретенская, Никольская, Дмитровская, Духовская, Спасская, Толчковская) и несколько десятков (в десятке было около 60 дворов) и слобод. Возглавляли их сотские и десятские.

На посаде главным был земский староста. Здесь жили лично свободные люди, нёсшие тягло государству и люди, принадлежавшие духовным и светским владельцам.

После 1649 г. последние были также переведены на государственное тягло.

Спасская слобода была во владении Спасо-Преображенского монастыря, остальные — Дрюнина, Толчковская, Коровницкая, Благовещенская, Тверицкая, Петровская и Зарядье — находились в частных руках и только в 1719 г. были окончательно приписаны к городу.

Храмовое строительство

Экономическое процветание содействовало культурному росту.

XVII в. стал для Ярославля веком храмового строительства — за столетие было построено 3 монастыря, 48 церквей, из них 35 каменных.

Сложился своеобразный «ярославский» стиль (полихромные изразцы, фигурные кирпичи). Ярославские мастера приглашались для строительства в Москве и других городах.

Храмы отличались размерами, богатым декором, мощными пятиглавиями, уникальными росписями.

В 1621—1646 гг. перестраивались стены Спасского монастыря, пострадавшие во время осады 1609 г., — они стали более крупными, у монастыря появились каменные башни и Келейный корпус.

В 1615 г. приходская церковь Афанасия и Кирилла была преобразована в Кирилло-Афанасьевский мужской монастырь, от которого сохранилось несколько зданий рядом с современной Советской площадью.

Церкви часто строились на средства купцов — так 8 храмов было построено только в честь Николая Чудотворца — покровителя торговли; один из них — церковь Николы Надеина — была первым в городе каменным приходским храмом (1620—1622 гг.).

Купцы Скрипины построили церковь Ильи Пророка (1647—1650 гг.), этот храм при перестройке города в 1778 г. стал центром радиально-кольцевой планировки.

В 1646 г. был построен (уже в третий раз) Успенский собор на Стрелке.

Чума и пожары

В 1654 г. случилась эпидемия чумы, а 10 июля 1658 г. — страшный пожар, уничтоживший почти целиком Землянной и Рубленный город и даже Тропинскую слободу за Которослью.

Тогда погибли тысячи людей, сгорело 29 церквей, 3 монастыря, 1,5 тысячи дворов и городские стены с башнями, построенные в начале XVII в. (24 башни Земляного и 12 башен Рубленого города).

Пережили пожар Успенский собор, церкви Николы Надеина, Рождества Христова (построена в 1644 г.) и Ильи Пророка, но Успенский собор сильно пострадал в пожаре 1670 г. и через несколько лет был выстроен заново.

Восстановление

После пожара 1658 г. деревянные стены посада восстанавливать не стали, вместо этого повысили валы и углубили рвы. За 10 лет вместо деревянных башен на тех же местах построили каменные: 12 глухих и 4 воротных (Знаменская — на дорогу Углич, Семёновская — на дорогу в Романов, Волжская — к Волге, Зелейная — к Которосли и далее в Ростов и Москву) — из них до наших дней сохранились Волжская (Арсенальная) и Власьевская (Знаменская).

Кремль потерял оборонительное значение — были построены лишь две глухие и одна проездная (Никольская) каменные башни на земляном валу (Медведицкий овраг), в центре которого был перекинут мост.

В нём располагалась резиденция ростовских митрополитов (Митрополичьи палаты, 1680-е гг.), двор воеводы и др.

Активно строились каменные церкви (всего к концу столетия около 50). Из каменных жилых строений Ярославля того времени остались Дом Иванова и Дом Работнова.

Дата начала: XVII в.

Дата окончания: XVII в.

Период XVII в.

Полезная информация

Золотой век Ярославля (XVII в.)