Гурий Никитин

Гурий Никитин  — крупнейший мастер русской стенописи XVII века

Фрески Гурия Никитина в Спасо-Преображенском соборе Спасо-Евфимиева монастыря
pinterest button

Родился в 1620-е годы в Костроме, где был обучен ремеслу иконописца. Владел иконными лавками.

В 1653 году, предположительно, участвовал в росписи московской церкви Троицы в Никитниках (Китай-город).

В 1660 году был вызван для работ в Москву. В 1661 году игумен Данилова монастыря в Переславле-Залесском Савва подрядил его вместе с пятью иконописцами расписать монастырскую церковь во имя св. Троицы. В продолжение 1661–62 гг. они писали «во главе и закоморех», но не успели окончить стенную роспись, так как были вызваны в Москву. Здесь летом 1664 г. Гурий с товарищами под руководством Симона Ушакова писали иконы в церкви великомученицы Евдокии, что у Государя в сенях.

Высланный из Костромы на Москву в 1666 г., Гурий работал по возобновлению стенной росписи Архангельского собора, за что в следующем году был пожалован как кормовой иконописец первой статьи.

Фрески Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимьева монастыря в Суздале
pinterest button Фрески Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимьева монастыря в Суздале Гурий Никитин (1620–91), фото: Alex Zelenko, GNU 1.2

С января по май 1668 г. по поручению царя он писал самым добрым письмом и с великим писанием две иконы для Макария, патриарха антиохийского: «Вседержителя Спаса, а по полям 12 праздников со страстями» и «преч. Богородицы Одигитрии, по полям кондаки и икосы и акафисты». Успешно закончив эту работу, Гурий Никитин был отправлен, по челобитью игумена Саввы, в Данилов переяславский монастырь для окончания стенной росписи монастырской церкви, но в июле того же года уже был вытребован в Москву для поправки стенного письма в церкви Григория Неокесарийского.

Усекновенная голова Иоанна Предтечи. Икона храма Ильи Пророка в Ярославле. 1680, школа Гурия Никитина Date
pinterest button Усекновенная голова Иоанна Предтечи. Икона храма Ильи Пророка в Ярославле. 1680, школа Гурия Никитина Date Гурий Никитин (1620–91), CC BY-SA 3.0

В 1670 и 1671 годах он вместе с другими ярославскими и костромскими иконописцами писал заново стенное письмо в Успенском соборе в Ростове; в 1671 же году Никитин вместе с иконописцем Силой Саввиным, «как самые добрые мастера», там же написали для Государя две иконы: «похвалы преч. Богородицы полное, да собор пресв. Богородицы полное».

В 1678 году, работая в Москве при Посольском дворе, Гурий бил Государю челом о своем переводе из кормовых иконописцев в жалованные; благодаря хорошему отзыву Симона Ушакова о его работах, просьба эта была удовлетворена.

В 1680 г. под его руководством была исполнена стенопись в церкви Ильи Пророка в Ярославле, а в 1685 году — в Костромском Ипатьевском монастыре. В двух последних работах, которые по своему исполнению, композиции и разнообразию сюжетов считаются одним из самых замечательных произведений второй половины XVII в., Гурию принадлежала самая важная роль: он «знаменил», то есть вычерчивал контуры всех рисунков, по которым уже доканчивали письмо другие иконописцы.

Годы жизни: ок. 1620, Кострома — 1691, там же

Полезная информация

Гурий Никитин

Особенности письма

Никитин строго придерживался канона, однако в сложных композициях использовал гравюры Библии Пискатора.

Библейские фрески Никитина отличаются праздничной декоративностью, богатством символики; проступает стремление к обмирщению искусства.

Под его руководством был выполнен самый значительный ансамбль русской фресковой живописи того столетия — росписи церкви Ильи Пророка в Ярославле.

Известные росписи